Государственный совет Коми принял бюджет республики на 2020-й и последующие два года. Доходная часть составит 86 миллиардов рублей, расходная — 93,4 миллиарда. За счет чего вырастут доходы, куда потратят значительно увеличившиеся расходы, почему не стоит бояться дефицита и из-за чего республика вернется на рынок коммерческих заимствований, в интервью БНК рассказала заместитель председателя правительства Коми — министр финансов региона Галина Рубцова.
- Галина Зиславовна, бюджет Коми в прошлом году был исполнен с профицитом в 10 миллиардов рублей, за девять месяцев этого года — с профицитом в 7 миллиардов. Будет ли профицит по итогам года? Каким будет его размер и что будет с этими деньгами?
- Действительно, прошлые два года мы закончили с профицитом. В этом году, согласно плановым назначениям, в бюджете предусмотрен профицит около 1 миллиарда рублей. Скорее всего, так и будет — в бюджете останутся средства. Причины образования профицита сверхплана — перевыполнение по доходам или неисполнение в полном объеме расходных обязательств. Остатки будут перенесены на следующий год, то есть мы продолжим исполнять расходные обязательства этого года в следующем.
- Где самое большое неисполнение? В строительстве?
- Да, основное неисполнение — по капитальным вложениям в строительство объектов.
- В ближайшие три года нас снова ждет дефицитный бюджет…
- Дефицита не надо бояться. Дефицит у нас, финансистов, всегда вызывает желание более экономно расходовать средства, неэффективные расходы подвергнуть оптимизации. Дефицит на 2020 год запланирован в объеме 7,4 миллиарда рублей, он полностью управляемый, то есть находится в тех нормативах, которые установлены бюджетным законодательством.
- Основными источниками доходов республики являются поступления от трех налогов. По прогнозу, собираемость по ним увеличится незначительно, возможна даже отрицательная динамика. В чем причины?
- Сборы налога на прибыль организаций в следующем году составят 30,8 миллиарда рублей, увеличение составит менее 1%. Это связано с тем, что в этом году сформировалась большая сумма переплаты из-за курсовой разницы: в январе доллар стоил намного больше, чем сейчас. А так как нефть, газ, бумага и картон — это экспортные товары, расчеты ведутся в валюте. Кроме того, если посмотреть на структуру налога на прибыль, то 47% приходится на нефтяную отрасль. А в 2020 году в соответствии с федеральным прогнозом ожидается снижение цены на нефть — следовательно, уменьшится поступления налога. Поэтому к оценке поступлений по этому налогу мы подошли консервативно — с небольшим приростом к 2019 году.
Второй источник — это налог на доходы физических лиц. По нему рост составит примерно 3,3%, то есть будет 18,1 миллиарда. Поступления напрямую зависят от роста средней зарплаты (по прогнозам она увеличится на 5%) и количества занятых (которое снизится на 1,5%).
Еще один основной источник — налог на имущество организаций. В этом году это 19,8 миллиарда, в следующем — 19,4. В этом году у нас вообще отрицательная динамика, мы упали по сравнению с 2018-м на 2 миллиарда. Это связано с отменой налога на движимое имущество. В следующем году сохраняется небольшая тенденция уменьшения данного налога, но в дальнейшем ситуация стабилизируется, собираемость останется на уровне 19,5 миллиардов.
- Есть ли у Минфина план по увеличению доходной базы? Насколько эффективна программа оздоровления финансов?
- В 2016 году, когда мы всерьез начали работать над уменьшением долговой нагрузки, по поручению Главы Республики Коми Сергея Гапликова была разработана программа оздоровления финансов. Она касалась как увеличения доходной части бюджета, так и оптимизации расходов. Если сравнивать с 2016-м, то доходная база существенно увеличилась. Что касается доходов в предстоящий трехлетний период, то все будет зависеть от того, насколько будут активны инвестиции в нашу экономику, потому что наши три основных источника пополнения бюджета — это доходы, которые дает экономика.
По программе оздоровления финансов мы оптимизировали некоторые расходы, в основном те, которые были не столь важны для отраслей, и перенаправили средства на более важные направления. И этот год в части расходов стал показательным. Образовавшийся в 2018-м и 2019-м профицит позволил нам нарастить расходы уже по тем приоритетным направлениям, которые необходимы для развития республики, для повышения качества жизни.
- Бюджет-2020 назвали рекордсменом по привлечению средств из федерального бюджета. Что это за деньги?
- Действительно объемы существенные — 9,6 миллиарда рублей. И эта сумма, скорее всего, увеличится, как это было в этом году — в 2019-м мы дополнительно еще привлекли 1 миллиард рублей. В эту сумму входят субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. Если смотреть по отраслям, то основные средства будут направлены в здравоохранение, образование и социальная защиту. То есть даже в трансфертах отражается социальная направленность бюджета.
- Запланированные расходы достигли небывалой суммы — 93,4 миллиарда, и, скорее всего, в течение года она еще увеличится. Основные средства пойдут на «социалку». То есть бюджет опять можно назвать социально ориентированным (кто-то даже назвал его «остро социальным»). Он когда-нибудь станет бюджетом развития?
- Да, бюджет носит социальную направленность: ассигнования на отрасль образования составят 24 миллиарда рублей, на здравоохранение — 17 миллиардов, на соцзащиту — 14 миллиардов. Это почти две трети всех расходов. В то же время надо учитывать объем бюджетных инвестиций, а это 19,5 миллиарда за три года. Несмотря на то что в большей степени деньги будут вложены в строительство социальных объектов, это все равно инфраструктура, это дороги и ремонт социальных объектов. Поэтому я бы не сказала, что бюджет у нас исключительно социальный — расходы на развитие в нем занимают значительное место.
- Раньше республика тратила значительные средства на исполнение майских указов президента, потом было решение Верховного суда платить северные надбавки сверх МРОТ, теперь вот — нацпроекты. Какая сумма заложена на это?
- Реализация региональных проектов и достижение национальных целей, которые поставил президент России, — одно из приоритетов бюджета. В следующем году на региональные проекты будет выделено 8,8 миллиарда рублей, что на 2,1 миллиарда больше, чем в этом году. Основные ассигнования предусмотрены по нацпроектам «Демография», «Здравоохранение» и «Образование».
- Какие еще есть приоритеты?
- Второй приоритет — совершенствование мер социальной поддержки населения. В этом году принят инициированный Главой закон, направленный на поддержку семей с детьми: введены как новые меры соцподдержки (например, выплата регионального семейного капитала при рождении первого ребенка), так и пересмотрены суммы выплат и компенсаций и категории получателей уже существующих мер. Кроме того, на 4,8% проиндексировали практически все наши меры соцподдержки с 1 января 2020 года. Все это направлено на достижение демографических показателей — чтобы увеличилась рождаемость, чтобы сократился уровень бедности.
- В 2020 году дорожный фонд превысит 6,2 миллиарда рублей. Представляя проект бюджета в Госсовете, вы сказали, что объем дополнительных ассигнований на трехлетний период составит 2,7 миллиарда. Куда пойдут эти деньги?
- Это те же самые направления расходов — содержание, ремонт и капремонт региональных и муниципальных дорог. Кроме того, в 2020 году дополнительные средства предлагается направить на предоставление нового вида субсидий местным бюджетам — на ремонт автодорог местного значения и улиц в муниципалитетах. Это мера будет действовать в рамках реализации регионального проекта «Дорожная сеть» и составит 500,0 млн рублей.
- В целом муниципалитеты в следующие годы получат значительно больше денег — объем трансфертов увеличится почти на 5 миллиардов рублей. Что из себя представляют эти деньги? Куда их тратят муниципалитеты?
- Дотации на выравнивание и сбалансированность местных бюджетов мы проиндексировали на уровень инфляции. Это нецелевая финансовая помощь. Размер субсидий существенно увеличили. Около 1 миллиарда рублей предусмотрели на оплату коммунальных услуг, дополнительно 470 миллионов — на создание комфортной среды. Как я уже говорила, это и деньги на приведение муниципальных дорог в нормативное состояние. В течение трех лет муниципалитеты получат 2,2 миллиарда на проведение ремонтных работ в учреждениях социальной сферы.
- Давайте поговорим об адресной инвестиционной программе. Контрольно-счетная палата сделала замечание, что в нее попадают объекты, которые не имеют проектной документации и положительного заключения экспертизы. Почему так происходит?
- В этом году мы уже постарались не включать в адресную инвестиционную программу такие объекты. В нее вошли единичные объекты — например, строительство нового корпуса Летского психоневрологического интерната в селе Черемуховка Прилузского района. Еще не вся документация есть по этому объекту, но средства из федерального бюджета уже предусмотрены. По такой же схеме мы включили в программу и ряд других объектов. Кроме того, уже известен объем средств по объектам, которые еще даже не включены в адресную инвестиционную программу. На трехлетний период это 2,1 миллиарда рублей. В основном это объекты социальной сферы, на которые Республике Коми распределены средства федерального бюджета в рамках реализации национальных проектов.
- А если говорить о том, что уже есть в инвестпрограмме на будущий год?
- В самый большой объем приходится на здравоохранение и спорт — практически по 3 миллиарда рублей. По здравоохранению это инфекционная больница в Сыктывкаре, радиологическое отделение республиканского онкодиспансера, появился и новый объект — лечебный корпус в селе Усть-Цильма. И шесть фельдшерско-акушерских пунктов, которые будут построены в 2020 году. Спорт — это реконструкция республиканского стадиона. В Троицко-Печорске появится новый физкультурно-оздоровительный комплекс. По образованию мы завершаем все начатые объекты: детский сад в Сыктывкаре, детский сад в Выльгорте, школы в усть-куломском селе Помоздино, школа в сыктывкарском поселке Краснозатонский и в селе Дутово. В 2020 году начнется строительство школы с пришкольным интернатом в поселке Приуральский, школы-детского-сада в древне Усть-Ижма, детского сада в с.Усть-Кулом. В 2021 году у нас появляется новый объект – школа в Объячево. Сейчас муниципалитет разрабатывает проектно-сметную документацию. Также с участием федеральных средств в 21 году будет строиться еще один садик в Сыктывкаре.
Много объектов по линии культуры — 1,8 миллиарда рублей выделяется на реконструкцию театра оперы и балета, строительство целого ряда социокультурных центров — в Сысольском, Сосногорском, Сыктывдинском, Корткеросском районах. Да, строек очень много.
- За прошлый год размер госдолга Коми сократился более чем на 10 миллиардов. В этом году он был на уровне 26 миллиардов. Весной на коллегии вы сказали, что республика попала в число регионов с «зеленым» (то есть безопасным) уровнем госдолга. Но эта ситуация изменится в следующем году — планируется увеличить госдолг.
- Наши расходы превышают доходы, отсюда — дефицит. Для его финансирования нам придется привлекать деньги и увеличивать размер госдолга. Но его размер остается на управляемом уровне. В следующем году, по прогнозам, он увеличится до 32,8 миллиарда, а в 2022-м — до 38,1 миллиарда. То есть в 2022-м он будет составлять 47% к уровню налоговых и неналоговых доходов. Таким образом, мы не превысим планку в 50% и останемся в перечне регионов с высокой долговой устойчивостью.
Мы заимствуем деньги на развитие, это нормальная ситуация. Размер инвестиций в инфраструктуру превышает 8 миллиардов, то есть эта сумма сопоставима с уровнем дефицита.
- Республика собирается брать до 10 миллиардов рублей коммерческих кредитов в год. Разве нельзя привлечь деньги другими способами? Например, через бюджетные кредиты или облигационные займы?
- Облигационные займы — это длинные деньги, и если ты отыграл на первоначальную ставку, то она не изменяется в течение всего срока. Для нас это не очень удобно. Сейчас снижается ключевая ставка — с 7,75% в начале года до нынешних 6,5%, — и, скорее всего, эта тенденция сохранится. А если мы разместим облигационный займ, то потом не сможем ничего изменить. В этом отношении кредиты коммерческих структур лучше — при снижении ставки мы сможем перекредитоваться.
Мы используем и краткосрочные бюджетные кредиты, берем их для покрытия кассовых разрывов. Ставки по ним — 0,1%, это очень выгодно. Кроме того, в текущем году мы размещаем дополнительные средства на депозитах, что служит еще одним источником пополнения бюджета.
- Есть ли механизмы контроля за долгами муниципальных образований?
- По бюджетному законодательству начиная с 2020 года при составлении местных бюджетов на 2021 год муниципалитеты будут разделены на три группы в зависимости от размера долга. Если рассматривать сейчас, то у нас все муниципальные образования имеют высокую долговую устойчивость за исключением Воркуты и Усинска, — у них средняя устойчивость. Мы наблюдаем за размером их долга, и в 2020 году предусмотрели в республиканском бюджете ассигнования в размере 200 млн рублей на предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам для погашения долговых обязательств в виде обязательств по кредитам.
- Как вы в целом оцениваете бюджет Коми на 2020 год? Проще он вам дался или труднее?
- Бюджет всегда дается непросто. Когда вводишь новые расходные обязательства, то несешь большую ответственность за это. Бюджет следующего года, в отличие от бюджетов предыдущих лет, в большей степени направлен на повышение качества жизни населения. Во-первых, введены новые меры соцподдержки, они должны дать результат. Второе — полностью обеспечены ассигнованиями региональные проекты, направленные на достижение национальных целей. Увеличены расходы на дорожную инфраструктуру, на строительство новых социальных объектов. Мы ожидаем положительных итогов от всех наших бюджетных вложений. И это отразится прежде всего на жителях — на повышении качества жизни и качества услуг в ключевых социальных отраслях: здравоохранении, образовании, культуре и соцзащите населения.