В Музее искусств открыли два выставочных зала на цокольном этаже (там, где раньше был ресторан «Монетный двор»). В одном из них разместили постоянную экспозицию «Калининград-Кёнигсберг: мост над временем», в другом — выставку декораций и кукол мультипликационного фильма «Гофманиада» студии «Союзмультфильм».
У декораций к анимационным лентам разная судьба, признаётся режиссёр «Гофманиады» Станислав Соколов, приехавший на церемонию открытия. После съёмок одни отправляются на склад, другие — в детские сады, театры кукол, некоторые попросту сжигаются. Самые удачливые попадают в музеи. Так случилось и с декорациями мультфильма «Гофманиада», поставленного по мотивам сказок Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Крейслериана», «Принцесса Брамбилла» и дневников писателя. Эта картина — самый большой проект «Союзмультфильма» со времён распада СССР. Работа над ней продолжалась более 15 лет, хотя задуман фильм был ещё в 1970-е годы.
«Тема Гофмана тогда была под запретом, но я считал это несправедливым, — вспоминает Станислав Соколов. — Помимо всем известной сказки „Щелкунчик“ у него есть замечательные вещи, абсолютно анимационные. Когда я впервые прочитал Гофмана, мне показалось, что он писал специально для мультипликации, хоть её в то время не существовало. Анимация даёт другую степень условности. Даже в театре персонажи с приклеенными носами и ушами выглядят немного фальшиво, как на школьном утреннике. Видно, что люди надели костюмы, а в анимации наполовину человек-наполовину попугай становится абсолютно реальным».
Начать работу над «Гофманиадой» режиссёр смог только в начале 2000-х, а премьера состоялась и вовсе в 2018 году во время Берлинского кинофестиваля. «Мы работали с большими паузами [из-за перебоев финансирования]. Если их вычесть, то получится примерно пять-шесть лет работы. Это обычная цифра для полнометражного анимационного фильма: одна только кукла создаётся больше месяца. Когда мы начинали фильм, студия [„Союзмультфильм“] была в не очень хорошем состоянии. Государство её не очень поддерживало, директора часто менялись. Только за время нашей работы сменилось восемь руководителей», — рассказывает режиссёр.
После премьеры в «Союзмультфильме», Музее Рерихов и Московском музее современного искусства открыли выставку декораций и кукол «Гофманиады», которая потом прокатилась по нескольким российским городам. В этом году эскизы кукол и наброски изображений архивариуса Линдгорста, уродца Коппелиуса, дочери конректора Паульмана Вероники, русалки Ундины и макеты интерьеров европейского города рубежа XVIII-XIX веков приехали в Калининград. «Мне было важно представить выставку здесь, в Калининграде, Кёнигсберге, на родине Гофмана, — говорит Станислав Соколов. — Это такой символический город. Внешне разрушен, на самом деле ещё много чего прорастает внутри. Здесь мы ощущаем проникновение одной культуры в другую, а Гофман ведь как раз об этом. Он — частично немец, частично венгр, частично поляк, частично еврей — представляет не только немецкую культуру, но и общеевропейскую, общемировую». Планируется, что «Гофманиада» станет постоянной выставкой музея. 0+
Фото: Виталий Невар / Новый Калининград