В Сыктывкаре при поддержке Минпрома, Минкультуры Коми и Национальной библиотеки состоялся семинар, посвященный средствам индивидуализации товаров и мест, благодаря чему регионы могут повышать узнаваемость и формировать имидж уникальной территории с особенными производителями.
О товарных знаках участникам семинара 4 сентября рассказали специалисты Федерального института промышленной собственности и эксперты в области брендирования. Редакция БНК приводит тезисы выступления.
Деятельность по формированию и продвижению региональных и товарных брендов в настоящее время приобретает все большее значение для решения задач импортозамещения, привлечения инвестиций, продвижения отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.
Каждый субъект России обладает культурными особенностями и географическими отличиями, которые необходимо использовать для продвижения положительного имиджа. Развитие территориальных брендов может стать важным источником регионального бюджета.
Из опыта отечественной и зарубежной практики следует, что использование средств индивидуализации является наиболее действенным механизмом успешного продвижения продукции на рынке. К таким средствам индивидуализации относятся товарные знаки, наименование места происхождения товара (НМПТ), географическое указание.
Товарный знак — это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные обозначения или их комбинации.
Товарные знаки помогают потребителям ассоциировать товар или услугу с конкретным уровнем качества или репутацией компании, которая производит товар или предлагает услугу. Есть товарные знаки, которые позиционируют целые регионы.
Товарный знак может быть зарегистрирован только на одного правообладателя, который становится монополистом по использованию обозначения. Другие лица не имеют возможности использовать товарный знак без согласия.
В то же время политика местных властей по продвижению региональных брендов призвана стимулировать выпуск товаров всеми местными производителями, а не одной организацией.
Право на использование наименования места происхождения товара может быть зарегистрировано неограниченным кругом лиц. Допустимо коллективное использование без какого-либо разрешения.
НМПТ — это обозначение, которое содержит современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта. НМПТ указывает на место изготовления товара и всегда гарантирует наличие особых свойств.
Наименование может быть только словесным на основании географического объекта. Свойства определяются природными условиями, традициями, технологией производства, секретами мастерства. Как правило, это связано с традиционным производством, получившим широкую известность. Такие свойства должны стать известными, утвердившимися задолго до этого, сформировавшимися в течение длительного периода времени.
К НМПТ относятся вологодское кружево, оренбургский пуховый платок, вологодское масло. Производитель обязан показать, что товар не только производится в данном регионе, но и обладает особыми свойствами, обусловленными его происхождением. Производство таких товаров нельзя перенести из одного географического объекта в другой. Невозможно делать оренбургский пуховый платок в каком-нибудь другом месте.
За последние два года зарегистрировано множество наименований мест происхождения товаров, среди которых: кубанские яблоки, марийские гусли, воркутинская оленина, астраханская осетровая икра, кубанский ранний картофель. Сегодня в России зарегистрировано 218 НМПТ.
Это выгодно производителю, так как дает возможность отличать продукцию от продукции конкурентов. Это влияет на увеличение объемов реализации, что может способствовать расширению производства. Наличие исключительного права позволяет защищать права на использование товарного знака или НМПТ. И запрещает выпуск контрафактной продукции.
Заинтересованы и потребители. Они могут быть уверены, что товар качественный, обладает теми особыми свойствами, на которые рассчитывают. Это вызывает доверие к производителю.
Эти объекты интеллектуальной собственности занимают особое место в числе механизмов, которые способны влиять на экономическое и социальное развитие региона. Они могут повышать конкурентоспособность региона, его известность, способны привлекать внимание общественности.
Географические указания начнут использовать только с середины 2020 года. Сейчас закон предъявляет строгие требования, и производителям иногда отказывают в получении НМПТ. Но в России есть значительное количество отечественных обозначений, которые указывают на географическое происхождение товара и по факту обладают качеством и репутацией, хотя и не дотягивают до НМПТ. Для таких обозначений должны быть предусмотрены более мягкие требования. Эту задачу должно решить введение географических указаний.
В случае с географическим указанием хотя бы одна из стадий производства должна быть в этой местности. То есть связь с местом не такая прочная, у НМПТ — например, сырье может завозиться совсем из другого места.
Создание регионального бренда, в основе которого лежат товарные знаки, наименования мест происхождения товара и географические указания, — это не только важный шаг для повышения известности региона, его экономического и социального развития, но и возможность правительству и производителям показать свой регион с самой лучшей стороны, рассказать о себе как можно большей аудитории, продемонстрировать традиционные промыслы и товары своего региона.
Многие регионы производят товары, обладающие уникальными свойствами. Потенциал для регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров имеется.