Пандемия и связанные с ней ограничения вынудили покупателей обратиться к онлайн-торговле. Тем не менее сразу же после снятия всех запретов торговые центры, в том числе сыктывкарская «Аврора», заполнились людьми, жаждущими не только заняться шоппингом, но и отдохнуть. Говорит ли это о перспективах офлайн-торговли или это направление исчезнет – в материале БНК.
С начала пандемии коронавируса в России в 2020 году рост онлайн-торговли был рекордным за последние десять лет — 44%. Итоги 2021 года еще подводятся, но их уже прогнозируют на уровне 43%, сообщает Газета.ru. Тем не менее рынок розничной торговли не собирается сдавать позиции и постепенно возвращается к допандемийному уровню. Так по итогам минувшего года в традиционном розничном ретейле ожидается рост на 7% в целом, а конкретно в непродовольственном секторе на 14%, свидетельствуют цифры аналитического агентства InfoLine.
Что же так привлекает людей в офлайне, подталкивает их посещать раз за разом торговый центр, если все-то же самое – от одежды до косметики – они могут найти в онлайн-магазинах? Все очень просто: впечатления.
Ни одна интернет-площадка, каким бы ассортиментом она не обладала, не создает у покупателя ощущение вовлеченности в покупку. Да, заказ на сайте делается быстро, но лишает человека возможности создавать воспоминание, связанное с покупкой. Как покупатель ходит по магазинам, как выбирает среди них лучший, как примеряет одежду, красуется перед зеркалом, как общается с живым подготовленным консультантом, а не запрограммированным ботом. Поход в торговый центр – это прежде всего приятное времяпрепровождение, именно поэтому после снятия всех локдаунов и ограничений они были заполнены людьми.
Например, сыктывкарская «Аврора» – один из ключевых центров торговли, где горожане могут найти себе практически все необходимое. Ежегодно здесь открываются новые точки, которых не было бы, если бы покупатели не видели смысла посещать их лично.
В 2021 году в «Авроре» открылись знаменитый ювелирный SOKOLOV, DNS «Технопоинт», Sinsay, что только подтверждает интерес к очной покупке товаров.
Шоппинг – это тонкий процесс, где покупатель получает удовольствие от моментальной покупки, а не отложенной, связанной с доставкой при онлайне. Если сыктывкарцу захотелось с нового года начать вести здоровый образ жизни, он может тут же, не откладывая в долгий ящик, купить лыжи в «Спортмастере» и на следующий день отправиться в лес на прогулку. Если бы он заказывал их, а потом ждал 5-7 дней, то желание заняться спортом покинуло бы его.
Для девушек поход по магазинам – это не только возможность приобрести необходимую вещь, но и процесс релаксации. В онлайне этого нет, он не дает возможность расслабиться, вышагивая среди полок и вешалок, не дает ощущения модельного подиума, когда красавица в новом свитере от «ТВОЕ» или брюках от «Zolla», магазины которых есть в «Авроре», шагает между примерочными. И уже точно заказ по интернету не дает даже шанса порадовать себя после удачной покупки кофе или десертом, как делает «Блинный дворик» на первом этаже торгового центра в Сыктывкаре.
Сочетание всех этих вещей – покупка здесь и сейчас, ощущения от реальности вещи в руках, ее веса, текстуры, цвета прямо перед покупателем, завершение в виде угощения и напитка – ключевые приоритеты офлайн перед онлайн. Федеральный эксперт из ведущей IT-компании «Рексофт» Татьяна Ежова подчеркивает, что люди истосковались по привычным тактильным ощущениям от покупок и реальному общению. Кроме того, есть направления, где онлайн не дает полноты потребительских ощущений. Духи надо ощущать на коже, а при покупке дорогой одежды надо ощущать свойства ткани и смотреть, как вещь сидит на фигуре.
Приезжавший в Сыктывкар амбассадор Сбербанка Андрей Шарков заявлял, что «торговля эмоцией в чистом виде» помогла ему спасти свой бизнес. Именно это – передача чувств не на расстоянии, а в конкретный момент – цель торговых центров, как «Аврора».
Традиционная торговля не в упадке, она заново открывается покупателями, которые хотят вернуться к привычному, допандемийному образу жизни.
БНК