«Грузите апельсины бочками». «Командовать парадом буду я!» «Ударим автопробегом по бездорожью!» Боже! Неужели есть хоть один человек, который ни разу не слышал эти слова? По подсчётам филологов, дилогия Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок» – вообще одно из самых цитируемых литературных произведений и по количеству крылатых фраз уступает лишь «Горю от ума». А обаятельный мошенник Остап Бендер – один из самых любимых россиянами литературных героев. Неудивительно, что отечественные киноделы многажды посягали на экранизацию дилогии. Право поносить фуражку в комплекте с шарфом получили блистательные Андрей Миронов и Сергей Юрский (ладно-ладно, фуражку он не носил!), а из последних – Олег Меньшиков и Николай Фоменко, тоже артисты весьма недурственные.
Казалось бы, если вышло хорошо – зачем повторять? Однако число оригинальных идей в наших (да и не в наших) краях строго ограничено, а посему – в ближайшие пару лет мы увидим сразу двух новых Остапов. Первым на вахту заступает… собственно «Бендер». Жанр будущего киноопуса определить сложно. Достаточно сказать, что в продюсерах – Александр Цекало, которому мы обязаны «Гоголем». На волне успеха фильмов про носатого писателя Цекало пришла гениальная мысль: русская классика – непаханое поле для разного рода адаптаций. Тут-то всё и заверте… Уже готов 8-серийный телефильм, который как и «Гоголя», видимо, будут крутить в кино в качестве нескольких отдельных лент. Так что, если пойдёте на «Бендера» в кинотеатр, и фильм прервётся на самом интересном месте – не удивляйтесь: так и задумано.
Немного о сюжете. По мысли создателей, Остап Ибрагимович Бендер-Задунайский – это два разных человека: Ибрагим Бендер и Остап Задунайский. Первый – прожжённый мошенник, второй – едва начинающий карьеру авантюрист. Судьба сведёт их на общем деле, и мастер начнёт обучать молодого коллегу премудростям сравнительно честного отъёма денег. В роли юного Остапа – Арам Вардеванян, а вот его наставника воплотит – всем встать, господа присяжные заседатели! Александр Сергеевич Пушкин, он же Сергей Александрович Есенин, он же Владимир Семёнович Высоцкий… – короче, Сергей, свет наш, Безруков. Авторы обещают, что «Бендер» явит собой смесь картин Гая Ритчи («Рок-н-ролльщик», «Большой куш») с классической литературной основой. Однако, судя по имеющимся кадрам, на «Пиратов Карибского моря» будущий шедевр похож куда больше, чем на старые-добрые «12 стульев». (Господи, да вы только на костюмы эти гляньте!..)
В отличие от «Бендера» другой проект «по Ильфу и Петрову» – вещь более традиционная и менее спорная. В 2021 году нас ждут… очередные «12 стульев». В роли Остапа – Дмитрий Нагиев, а Кису играет главный шеф-повар современности (и, между прочим, первый Дед Мороз) Дмитрий Назаров. Претензий никаких, оба артиста под образы подходят. Вот только в «12 стульях» Остапу 27, а Нагиеву на минутку – 52… Неувязочка. А впрочем, ладно. Чувствуется желание создателей сделать хорошо и с пиететом к первоисточнику, что само по себе в наше время редкость. За режиссуру ответственен Пётр Зеленов, для которого это дебют в качестве постановщика. Раньше он монтировал «Движение вверх» и «Легенду № 17». Так что чем чёрт не шутит? Вдруг и правда получится.