Сквозь закрытые границы: что смотреть на фестивале современного искусства Raum Space

18.12.2020 5:49 1

Сквозь закрытые границы: что смотреть на фестивале современного искусства Raum Space

Международный фестиваль современного искусства Raum Space пройдет в Калининграде c 18 по 20 декабря. Местом его проведения станут не только галереи, но и бывшие промышленные помещения, рекламные конструкции и бары. «Новый Калининград» поговорил с кураторами фестиваля о том, где искать искусство в ближайшие три дня и как самому стать участником перформансов.

Искусство в пространстве не для искусства — основная идея Raum Space. На такой формат организаторов вдохновил фестиваль «48 часов Нойкёльн», более 20 лет проходящий в Берлине: сразу в нескольких сотнях общественных пространств неблагополучного городского района проводятся выставки, концерты, лекции, театральные постановки, перформансы. Арт-площадками становятся бары, парикмахерские, магазины одежды, фасады домов, парковки и улицы. Изолированные культурные процессы встраиваются в жизнь города. «Идея в том, чтобы сделать искусство доступным публике, которая обычно не ходит в музеи, сделать его более публичным, открытым и инклюзивным. Этот формат и лёг в основу Raum Space», — говорит куратор фестиваля из Берлина Александра Голобородько. Попытка по-новому освоить привычные городские локации подсказала название фестиваля: «raum» с немецкого и «space» с английского переводится как «пространство».

«Проекты, которые родились в рамках фестиваля, во многом осмысляют категорию пространства, хотя мы не настаивали на этом тематическом ракурсе. Идеи родились естественно, в процессе осмысления коммуникации, разных форм посредничества, которые случились из-за невозможности физической встречи во время пандемии. Наложилось много коммуникационных фильтров, — рассказывает российский куратор Raum Space Лейли Асланова. — Мне кажется, в какой-то момент люди перестали ощущать границы, мир для нас стал очень маленьким, а в процессе пандемии мы столкнулись с физической разделённостью. Художники всё это чувствовали и во многом пытались понять, как это можно преодолеть. Тема пространства, расстояния, дистанции, ограничений и возможности их преодоления осмысляется художниками в проектах, которые родились в результате коллабораций и персональных поисков».

Основной проект фестиваля можно будет увидеть в креативном кластере «Правая набережная, 21». Именно там будут представлены разножанровые работы более 20 художников из Калининграда и Берлина, интерпретирующие понятия пространства и расстояния. «„Правая набережная“, откуда открывается вид на порт, позволяет нам включить в экспозиционное пространство Калининград. Наблюдать его, видеть состояние погоды, небо», — поясняет Лейли Асланова.

11111.jpg

Александр Cć, граффити «Город говорит», 2019

Несколько фестивальных выставок пройдут в центре креативных индустрий «Резаниум» на улице Шиллера. Одна из них — «360» — посвящена и «незыблемой взаимосвязи всего со всем» и «вечным вопросам». «Среди работ многих художников можно найти хотя бы одну работу подобного характера: для кого-то это тема возникновения мира или, напротив, апокалипсиса, для других — использование устойчивых архетипов в работе и переосмысление их художественным языком. Это то, что существовало и беспокоило нас всегда. Мы говорим об одном и том же, задаемся одними и теми же вопросами, словно движемся по замкнутому кругу, но с каждым разом перестраиваем и меняем собственное осознание», — отмечается в описании проекта. На выставке представлена живопись, видеоинсталляции, инсталляции, ассамбляж, коллаж и другие художественные формы.

Выставка «Связывая изнутри» представляет работы художницы Элис Ка Хей Ю и фокусируется на том, как устроен внутренний мир каждого из нас. «Нежилое пространство [„Резаниума“] будет разделено на комнаты, являющиеся частью осознания я-личности в социальной психологии. Каждая из них будет олицетворять какими мы видим себя, как видят нас другие люди, какие мы на самом деле, как мы видим других людей, — рассказывает куратор проекта Мария Семченкова. — Замысел пространства передает многогранность восприятия человеком своего я. В проект интегрированы два перформанса [театра Act.Opus]. Так, один из актёров будет находиться в комнате под названием „То, какие мы есть на самом деле“. Она будет закрыта, туда нельзя будет попасть зрителю, но мы сможем наблюдать за происходящим внутри через отверстие. По сути, три часа актер будет предоставлен сам себе. Он будет наедине с собой без всякого шума в закрытой комнате. В комнате „То, как мы видим других людей“ тоже будет находиться перформер, но она будет открыта, и тут уже от зрителя зависит, как он сможет и захочет взаимодействовать с актёром».

В баре «Ельцин» в рамках фестиваля откроется выставка «Ор» Дарьи Абдуллиной. Эта серия картин — попытка осмыслить популярные интернет-мемы. «Художница уделяет им больше внимания, чем обычно в пространстве интернета. Она говорит, что мемы имеют терапевтический характер, как и любой юмор, дают возможность взглянуть на реальность под другим углом. Найденные в сети мемы она переносит в живописный медиум для того, чтобы пролонгировать переживание юмора», — отмечает куратор Лейли Асланова.

Также в «Ельцине» можно будет увидеть видеоработу Talk Europe художницы Антонии Вальтер. Она задумывалась как трансляция ток-шоу из берлинского бара в калининградский, соединение диалогов и форм социализации, но планам помешал жёсткий локдаун в Германии. «Мы пока не знаем, каким будет результат, поскольку задача приобретает некую импровизационной форму в новых условиях», — говорит Александра Голобородько.

33333.jpg

Грета Димарис работает над проектом Golden Replica, который был представлен на международном фестиваля ленд-арта Horizon’s, Франция, 2014

По соседству с баром «Ельцин», в культпросветпространстве «Катарсис» будут организованы интерактивные перформансы «Нарисовать или быть нарисованным?». Художник Патрик Жамбо поменяется местами со зрителями. Он будет позировать для них в прямом эфире из Берлина, а зрители должны будут его нарисовать (участникам обещают предоставить планшеты со специальным приложением, но можно будет использовать и личные смартфоны). Портреты опубликуются в инстаграме Патрика Жамбо. Художественными навыками для участия в перформансе обладать не надо, только заранее зарегистрироваться на платформе Timepad и не забыть медицинскую маску.

В галерее «Розенау» на Аллее Смелых откроется экспозиция «Роман(ы) мест или абстрактная топофилия», раскрывающая об эмоциональной привязанности к неизмеримым территориям. «Выставка очень литературная, поэтическая, она старается романтизировать пространства, локусы, территории, ландшафты, которые, возможно, были дискредитированы в силу исторических, культурных или же географических аспектов, — рассказывает куратор проекта Никита Клён. — Это могут быть руинированные церкви, которые снимает Пётр Антонов. Некоторые художники обращаются к образу дома как у универсальному пространству. Будут представлены авторы из Черноземья. К примеру, воронежский художник Миша Гудвин с проектом „Останки“. Он создает вымышленные артефакты цивилизации, ностальгируя по 2000-м и 2010-м годам. Также есть авторы из Железногорска, где сейчас активно развивается локальная художественная сцена. У них, к сожалению, нет явных архитектурных или же культурных достопримечательностей, город находится в процессе зарождения новых культурных ценностей. И энтузиасты ЖЦСИ [Железногорского центра современного искусства] „Цикорий“ формируют эту локальную идентичность посредством инструментариев современного искусства».

Также в программе фестиваля — посещение творческой студии калининградских художников Антона и Алексея Яковлевых, дискуссии, лекции и воркшопы для профессионалов сферы культуры и всех заинтересованных и городские интервенции. Одну из них — коллаж «Путь Пилигрима» Татьяны Алмонд — можно увидеть на фасаде кинотеатра «Заря». «Работа „Путь Пилигрима“ является попыткой объединить два города, в которых проходит Фестиваль — Берлин и Калининград. Сейчас, из-за того, что авто- и авиасообщение закрыты, мы можем попробовать сделать это „по старинке“, как пилигримы: прийти друг к другу пешком, да и то, из-за закрытых границ, идти придется, видимо, по воде. Или! Мы можем представить себе, что границ и вовсе не существует и то, чем мы окружены — это только чистое искусство. Для создания коллажа художница использовала более сорока работ двенадцати художников из Калининграда и Берлина, наложив их на снимок карты Google. Перепрыгивая с картины на картину (как в детстве с одной тротуарной плитки на другую), мы можем добраться друг до друга даже в моменты, когда другие «взрослые» способы для нас закрыты», — отмечается в описании работы.

На все мероприятия фестиваля современного искусства Raum Space можно попасть бесплатно по предварительной онлайн-регистрации. Подробное расписание смотрите на сайте фестиваля. 6+

222222.jpg

Фрагмент стрит-арт коллажа Татьяны Алмонд из проекта Obrezki, 2018

Текст — Алина Белянина, фотографии предоставлены организаторами фестиваля Raum Space

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Минэкономразвития предложило поднять налоги для малого бизнеса Пропавшую во Взморье 6 дней назад 87-летнюю женщину обнаружили мертвой Вечерний @Калининград: плохие слова, каливудщина и дом у шлюза Под Большаково груженая фура пробила ограждение и уехала в кювет (фото) Польская шашистка убрала флаг своей страны в знак солидарности с россиянкой

Лента публикаций