Утро понедельника для многих жителей бывшего Балтийского района оказалось во всех смыслах черным. Улицу Киевскую перекрыли для ремонта еще сутки назад, однако к этому оказались до конца не готовы ни автомобилисты, ни пешеходы, ни, кажется, городские власти. Во всяком случае, у осчастливленного «кирпичами» населения к последним оказалась масса вопросов. Корреспонденты «Нового Калининграда» сначала проехались по пробкам самостоятельно, а потом отправились на место событий еще раз — с сотрудниками мэрии.
Для начала отправляемся на улицу Суворова, для которой транспортный коллапс в принципе привычен не меньше, чем соитие брусчатки с асфальтом. Но сейчас ситуация усугубляется тем, что у перекрестка с улицей Южной (на съезде с моста) Суворова перестала быть главной. Накануне, когда Киевская уже была перекрыта, невнимательные автомобилисты по привычке неслись по ней, не сбавляя скорость — и это грозило самыми неприятными последствиями (сейчас горвласти говорят, что, если понадобится, в этом месте будет установлен светофор). По Южной (в которую превращается 2-й Трамвайный переулок) теперь движется в том числе общественный транспорт, автобусы идут вереницей, их нужно пропускать. В итоге Суворова «стоит» от погрануправления, потом — небольшой свободный участок, и снова пробка. Так что можно сказать, что на самом деле она начинается от Балтийского парка.
Тем, кто пытается влиться в этот затор по Южной, нисколько не легче. Их пробка на самом деле началась еще перед мостом на Киевской. «Поехал с Громовой на 23-м автобусе. Ни на Батальной, ни на открытой части Киевской пробки не было. Но вот на 2-м Трамвайном переулке, который сделали односторонним для объезда, ситуация резко поменялась. Кажется, метров 100 я еду 10 минут, — поделился корреспондент „Нового Калининграда“, испытавший этот тернистый путь на себе. — В целом дорога до центра от Громовой составила час. Не меньше. То есть 15 минут до поворота на 2-й Трамвайный переулок, полчаса по самому переулку и 15 минут от Суворова до площади Победы. Но это если выезжать в 6:30, когда дороги ещё не загружены».
Часть водителей очевидно оказалась в принципе не в курсе перекрытия — они доезжают до выставленного на ул. Киевской ограждения и поворачивают назад. То же самое на наших глазах, например, делает муниципальный автобус № 34 (его водитель высаживает пассажиров вовсе). Несколько блоков ограждения отодвигают для того, чтобы пропустить служебную машину к депо «Гортранса» — в прореху тут же устремляются две отчаянные легковушки.
Толпы жителей Московского района идут к Южному вокзалу пешком — многие добираются до моста над «сортировкой» (или до ближайшей к нему остановки) на общественном транспорте и высаживаются: пешеходное движение на Киевской не перекрыто; такой финт сокращает дорогу минимум на полчаса. В мэрии на этот случай обещают уже к вечеру понедельника организовать остановку перед поворотом ко 2-му Трамвайному переулку. Выбраться из «гетто», в которое превратилась южная часть города, конечно, можно и на такси — но из-за объезда и увеличившегося спроса цены подскочили, а таксисты все равно угрожают тем, что будут отказываться от таких заказов.
Еще один корреспондент «Нового Калининграда» отправляется к железнодорожной остановке на ул. Муромской, куда, как обещали горвласти, должны были слетаться стайки дополнительных рельсобусов. На пресс-конференции, предваряющей ремонт, журналистам даже показывали схемы с предполагаемым расписанием — но обещанного в 8:34 поезда не оказывается. Впрочем, не было их и в 7:12, и в 10:00. Дополнительные рельсобусы в этот день не появляются вообще: как объясняют в мэрии, никто и не говорил, что они пойдут в первый же день перекрытия. Во второй и третий, впрочем, тоже. Теперь звучит туманное «в ближайшее время». Злые языки поговаривают, что дело в деньгах: движение рельсобусов железнодорожникам оплачивают областные власти, но в этот раз что-то пошло не так, и договориться насчет финансирования городу вовремя не удалось. Область, впрочем, называет другую причину: слишком ранний старт работ. Мол, поспешили перекрыть улицу, не успев договориться с железной дорогой.
Губернатор Антон Алиханов в своем Instagram и вовсе обрушился на администрацию Калининграда, использовав такие слова, как «безалаберность» и «срамота». «Ни рабочих, ни схемы объезда, улица закрыта полностью, хотя обещали реверсивное движение, разворота и остановки для общественного транспорта на подъезде к перекрытию не сделано, схема работы светофоров близлежащих улиц не изменена с учетом ремонта», — заявил он. Схемы объезда действительно не помешали бы: с Суворова и Аллеей Смелых все понятно, но о том, что на протяжении всего ремонта для автомобилистов оставлен двусторонний проезд по ул. Железнодорожной (на участке от Киевской до Аллеи Смелых), им остается только догадываться — ну или внимательно читать новости.
Глава «транспортного комитета» мэрии Олег Кутин после губернаторской эскапады срочно отправился к месту событий и объяснил журналистам, что отсутствие схем объезда — недоработка подрядчика; они появятся к вечеру, клятвенно пообещал последний. Среди других обещаний — перенастроить светофоры («трудно предугадать положение потоков, по сегодняшнему дню будет ясно»), закрыть для пешеходов один из тротуаров и начать его демонтаж (ночью «якобы дорожные знаки украли»), с завтрашнего дня начать демонтаж дорожного полотна.
Почему эти работы (и вообще любые работы) не начались раньше — ведь Киевскую перекрыли в ночь на воскресенье, но рабочие зашевелились на ней только в понедельник — тоже объяснили. Как выяснилось, все дело в организации стоянки для троллейбусов (их депо на время ремонта перебазируется к Южному вокзалу). Стоянка оказалась заполнена припаркованными там автомобилями, с ними разбирались начиная с пятницы, однако по сей день на ней находится несколько машин, владельцы которых не появляются. А пока к Южному не переместились троллейбусы (трамвайно-троллейбусное депо находится фактически за перекрытым участком), нельзя было демонтировать контактную сеть, а пока ее не демонтировали (сеть под напряжением), нельзя начинать дорожные работы. «Эти вещи реально невозможно было предусмотреть, поэтому у нас такая небольшая затяжка сегодня здесь произошла», — говорит Олег Кутин.
Сеть, в свою очередь, собираются использовать в дальнейшем, поэтому быстро снять ее нельзя. Рабочие, как заверяет руководитель транспортного комитета, будут заниматься этим весь день и всю ночь. Возможно — но вопрос только будет обсуждаться — частично на ночной режим согласится перейти подрядчик и при ремонте дороги. Впрочем, в мэрии даже не пытаются говорить на этот счет что-то конкретное: ночные работы — другие деньги, а контракт уже подписан; вряд ли подрядчик проявит столь выдающийся альтруизм и согласится тратить кровные — даром что компанию возглавляет депутат горсовета.
Наконец, был дан развернутый ответ на вопрос, почему такой небольшой участок (чуть более полукилометра) собираются ремонтировать в течение 310 дней (то есть, минимум до конца мая). Его суть такова: «У нас все рассчитано проектом, не мы определяли сроки».
«Есть технологические нюансы. Например, бетонная подушка, она должна определенное время выстоять, чтобы плотность и твердость свою набрать, сроки мы никак не изменим. Другой вопрос — демонтажа, монтажа оборудования, в том числе трамвайных путей, стрелок и прочего — это все последовательность определенную имеет и не выполнив одно, мы не можем выполнить другое», — пояснил Кутин. Что касается трамвайных путей: «Буквально ошибка в полградуса, и необходимо будет все узлы переделывать, а этого допустить нельзя».
Но основная причина в том, что ради сокращения сроков пришлось бы «жестко» — и все равно на месяцы — перекрывать весь отрезок, включая выезд на Железнодорожную и, очевидно, полностью перекресток с Калинина. А по Железнодорожной, в свою очередь, передвигаются строители нового бассейна, который должен стать очередным «подарком горожанам» от областных властей — хоть для этого и пришлось рубить деревья в Южном парке.
Ну и вишенка на торте — работы начались в конце июля (а не, скажем, в мае или, не дай бог, в апреле), потому что пришлось доделывать проект. А фактически — писать отдельный, для перекладки трамвайных рельсов. Этого потребовала госэкспертиза. Поэтому самое благодатное время — хорошей погоды и школьных каникул — горвласти упустили.