Театральный фестиваль «Башня» пройдёт в Драмтеатре с 17 по 25 декабря. Он не ориентирован на громкие имена и не привезёт в Калининград столичные театры с вековой историей. В программе — спектакли небольших коллективов из России и Европы, меняющие современный культурный ландшафт. Никакой жанровой сегрегации — драматические постановки будут бороться за главный приз вместе с пластическими, музыкальными, инклюзивными (в следующем году кураторы фестиваля обещают ещё больше разнообразить репертуар). «Афиша Нового Калининграда» рассказывает о спектаклях, которые можно будет увидеть на сцене Драмтеатра уже на этой неделе.
«Жирная Люба»
«Театральный проект 27» (Санкт-Петербург)
17 декабря в 19:00
14+
«Театральный проект 27» — молодая команда из Петербурга, выбравшая подростков своими главными зрителями. На сцене Большого театра кукол они играют спектакли про создателя Apple Стива Джобса и дружбу маленького мальчика по имени Peace с лисом. В Калининград труппа привезёт постановку «Жирная Люба» о поиске себя и взрослении. Создана она по мотивам автобиографической повести театрального режиссёра, номинанта «Золотой маски» Олега Липовецкого. Он же и исполнит главную роль. «Это не просто спектакль по автобиографической книге, это моноспектакль, в котором сам автор рассказывает про себя. И, будучи состоявшимся и успешным человеком, рассказывает о себе отнюдь не с глянцевой стороны, — отмечают авторы. — Есть темы, которые неизменно возникают на пути растущего человека. Почти каждый может вспомнить момент, когда впервые понял, что родители умрут. Каждому сложно вернуться в тот момент, когда ты совсем не понимаешь, что с тобой — в момент первой влюбленности. У каждого есть то, в чём стыдно признаваться. Именно эта сложность и подталкивает нас к такому эксперименту личного признания. Почему это важно для молодого зрителя? Чтобы увидеть выход». Режиссёр спектакля — ещё один номинант «Золотой маски» Юлия Каландаришвили.
«Гамлет»
Команда выпускников и студентов мастерской Сергея Женовача в ГИТИС (Москва)
18 декабря в 18:00
16+
«Гамлет» — дипломный спектакль студента мастерской Сергея Женовача в ГИТИС Егора Трухина (кстати, сын актёра Михаила Трухина). Ещё на третьем курсе он сделал сценическую композицию по мотивам пьесы Шекспира, которая со временем выросла в дипломный спектакль. «Сцену безумного чаепития с любимыми детскими игрушками детей и ожидания покойной жены, можно отдельным клипом выпускать, — писал о постановке критик Станислав Соколов. — В итоге никаких дуэлей, смертей от шпаг, отравлений. Полное погружение в сумасшествие. Сон, бред, явь сливаются в один ужас, и уже невозможно понять, что всё-таки реально. Естественно, смерть как избавление — умереть, забыться. Голос в голове обретает плоть. Тишина как цель, смерть как освобождение. Заезженный монолог „Быть иль не быть“ феерически в середине спектакля переводится на стихотворный язык футуристов и произносится в стиле Велимира Хлебникова».
«Песнь песней»
Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» (Минск)
19 декабря в 18:00
18+
«Одно из самых интересных исследований на тему сексуальности в Минске», — так отозвалось о спектакле «Песнь песней» интернет-издание TUT.BY. Режиссёр Юрий Диваков — заметная фигура в белорусском театре. Он ставил спектакль об известном средневековом эпизоде — Крестовом походе детей, разыгрывал новеллу Владимира Сорокина «Настя» с пожиранием главной героини её родственниками, превращал древнегреческую трагедию «Эдип» в кабаре. «Одно из самых старинных сказаний о любви — „Песнь песней“ Соломона — в проекте режиссёра Юры Дивакова откроет двери в мир страстного и нежного, томного и яростного чувства, — говорится в анонсе спектакля, который представят в Калининграде. — „Песнь песней“ на протяжении всей истории человечества находила множество религиозных трактовок, вдохновляла поэтов, музыкантов и живописцев. Телесность как одна из главных составляющих романтической любви сегодня становится частью театрального исследования. Тело как источник красоты и наслаждения, естественности и гармонии с природой, связь внутреннего и внешнего мира. Состояние любви обостряет запахи и звуки, учащает сердцебиение, заставляет тело двигаться в такт другому телу, дрожать от страха, болеть от неразделенных чувств и нарушать все запреты. Красота романтических чувств, естественность тела — проводника человеческих эмоций и желаний — все это в проекте „Песнь песней“».
«Коромысли»
Лаборатория современного искусства (Новосибирск)
21 декабря в 19:00
16+
Когда художественный совет фестиваля «Башня» решил взять в программу аудиальный перформанс «Коромысли», он ещё не знал, что эта постановка окажется в списке номинантов на «Золотую маску» в конкурсе «Эксперимент». Три актрисы поют старинные колыбельные, погребальные, свадебные и «сезонные» песни. «Исполнение в спектакле — это наша интерпретация, и девочки никого не вводят в заблуждение по поводу того, что сейчас они будут реконструировать традиционную русскую песню, — говорит режиссёр Полина Кардымон. — Они поют так, как они понимают, так как мы можем понять эти песни из настоящего времени. Мне кажется, поэтому и возникает пересечение с современностью. Мы, люди с абсолютно другим бэкграундом, воспроизводим эти тексты, эти песни, которые оживают благодаря тому, что мы заново пытаемся их осмыслить. Сегодня есть потребность в том, чтобы разобраться, кто мы такие, и мы часто пытаемся это сделать через традиционные акты, но не понимаем, для чего они и как они устроены, и пытаемся заменить их другой традицией или учением». Консультантом постановки выступила этнограф Елизавета Тюгаева. В течение пяти лет она исследовала, как традиционные песни меняют людей, и пришла к выводу, что они погружают очень разных людей в похожие состояния. «Важно понимать, что сегодня человеку негде услышать настоящие традиционные песни. Всё, что мы видим по телевизору, в магазинах, на городских праздниках — это фейк, созданный советской культурой. Все эти „калинки-малинки“, атласные сарафаны, кокошники, народные оркестры не имеют ничего общего с русской традицией, — отмечает исследовательница. — В нашем перформансе девочки поют от себя, своими обычными голосами, не как фольклористы, не как бабушки. Но так они сооружают мост между фольклором и современным миром, позволяют зрителю соприкоснуться с традицией».
«Жребий»
Буинский государственный драматический театр
22 декабря в 19:00
12+
Буинск — небольшой городок в Татарстане. Там живут всего 20 тысяч человек, но это не помешало местному театру оказаться в лонг-листе «Золотой маски» 2022 года со спектаклем «Жребий». Это мозаика из рассказов татарских деревенских жителей о любви, течении времени, смерти и бессмертии, о том, что плохо осознаётся в молодости, но остро ощущается в старости. «Постановка основана на реальных интервью с сельскими жительницами и полна аутентичных деталей вроде народных песен, плясок и обрядов. Спектакль никого не оставит равнодушным, поскольку это не просто история, культура, быт и судьба татарского народа, эта история без срока давности, эта история о том, что нельзя забывать, это история о жизни», — говорится в анонсе. Спектакль играется на татарском языке, зрителям будут выданы наушники. Режиссёр постановки — Тимур Кулов.
«Здесь больше, чем просто селёдка»
Центр творческих проектов «Инклюзион» (Москва)
23 декабря
12+
Этот спектакль — современное переосмысление картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы». На полотне зашифрованы более ста старинных нидерландских пословиц и поговорок: «Сидеть на пепле между табуретами», «Вешать плащ по ветру», «Привязать Христу льняную бороду». Некоторые из них легко истолковать и сегодня, а некоторые остаются загадками. Фраза «Здесь больше, чем просто селёдка», выбранная для названия спектакля, означает «Тут нечто большее, чем видно на первый взгляд». Идею постановки режиссёр Туфан Имамутдинов описывает так: «Для меня главная тема творчества Брейгеля — внутренняя слепота человека. Это выражено во многих его работах — „Падение Икара“, „Вавилонская башня“, „Нидерландские пословицы“, „Сорока на виселице“... Художник часто говорит о „невиданных“, невероятных событиях, которые никогда не случались раньше. Когда эти явления все-таки происходят — вокруг, или с самим человеком — людям комфортнее не замечать этого». В спектакле играют артисты «Инклюзиона» — творческого центра, создающего постановки с участием слепоглухих людей и людей с другими видами инвалидности. В Москве спектакль играется в Центре им. Мейерхольда.
«Плате... Средиземноморская утопия»
Исследовательский театр «АтельекункеоН» (Милан)
24 декабря
12+
Фестиваль «Башня» задумывался как международный. Привезти труппы из Германии, Франции, Литвы и других европейских стран хотели и в этом году, но планам помешал известный вирус. Тем не менее театр с труднопроизносимым названием «АтельекункеоН» из Милана всё же обещает добраться до Калининграда. На сцене Драмтеатра итальянцы покажут спектакль «Плате... Средиземноморская утопия», вдохновлённый поэмой Хуана Рамона Хименеса «Платеро и я» и одноименным музыкальным произведением Марио Кастельнуово-Тедеско для классической гитары. «Посредством языка тела, масок, народных песен и танцев в драматической конструкции действия, сопровождаемого живой музыкой, актёры обращают поэтичность в активный метод для наблюдения за миром, в мощный и в то же время тонкий инструмент для общения со зрителем и приближения к чувственному миру его ассоциаций», — уверяют авторы. Перевод с итальянского не потребуется — это пластический спектакль.
Фотографии спектаклей-участников фестиваля «Башня» предоставлены Калининградским областным драматическим театром