В Сыктывкаре открыли первое для региона биеннале современного искусства под названием «Арт-коллаборация. Синтез искусств». Главной площадкой стала Национальная галерея Коми, практически все залы которой поделили между собой художники из Москвы и Санкт-Петербурга. Художники хоть и не очевидно, но спорили — темами, жанрами и масштабами. Что можно увидеть на выставке — в материале БНК.
Формат биеннале (художественная выставка, проходящая раз в два года) для Коми непривычен, и будущие зрители не знали, чего ждать от проекта. Организаторы, в том числе Национальная галерея Коми, еще на этапе подготовки заявляли, что их цель – представить основные тенденции развития искусства в контексте мировой художественной культуры, отсюда и название «Арт-коллаборация» с подзаголовком «Синтез искусств». Эта идея повлияла и на географию биеннале. Свои работы представили более 150 мастеров Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Кирова, Мурманска, Череповца, Ярославля, Карелии и Коми. Республику представляли Вячеслав Кислов, Анатолий Пунегов, Юрий Филипповский, Анатолий Копотин, Владимир Осипов, Анатолий Неверов, Анастасия Белолипецких.
Уместить всех художников в одном пространстве не представлялось возможным, поэтому устроители биеннале отобрали несколько площадок Сыктывкара: Дом дружбы народов Коми, центр «Югор», Центр народного творчества и повышения квалификации, лофт в ТРЦ «Парма», зал «Пейзажи Севера» и художественную школу в Эжве. Последние две точки еще не готовы принимать гостей, а остальные начали работу 24 июля.
Основной площадкой стала Нацгалерея Коми, чьи коридоры и залы за редким исключением были полностью отданы под работы с биеннале, рассказала на пресс-конференции директор Ольга Талянина.
Один этот факт уже говорит о масштабе проекта, ведь даже под самые громкие выставки галерея раньше отдавала лишь два зала. Равнозначно открывшееся пространство поделили между собой два города — Москва и Санкт-Петербург.
Куратором первой части стала член Союза художников России Дарья Антонова. Она старалась привезти в Коми современных представителей классической школы живописи. Критериями отбора работ стали профессионализм авторов и соответствие их полотен концепции реалистического искусства. В центре внимания здесь оказалась идея труда, причем выраженная в самой банальной форме — как труд работников цехов, заводов и фабрик, образах крановщицы, фрезеровщика, машиниста, изображенных на значительных размеров холстах. Эта часть биеннале, по словам Дарьи Антоновой, должна быть близка жителям Коми.
Куда интереснее выглядит московский блок, где собраны картины того же реалистического искусства, но темой выбрана обыденность нашей жизни. За счет простоты образов — трех беседующих за рюмкой коньяка девушек, играющих в футбол детей или сумрака парикмахерской — эта часть выглядит душевнее и трогательнее, чем отдающие соцреализмом краны и трубы заводов.
Вторую половину пространства Нацгалереи отдали Санкт-Петербургу, художников этого города возглавила как куратор член СХР Наталья Шалина. Зная о концепции столичных коллег, она выбрала иное противоположное направление, которое лучше всего характеризует слово «разнообразие». В первую очередь это касается видов и способов живописи — не только пейзажи, натюрморты, но и печать на ткани, ксилография, цветная линогравюра, иллюстрации для книг. Второе — жанры. Если условная Москва на биеннале выбрала реализм, то условный Санкт-Петербург балуется не только с ним, но и абстракцией, наивным искусством.
Стоит отдельно отметить, что в этой части представлены не только картины, но и скульптуры из дерева. Все это разнообразие за неимением общности оказывается слишком пестрым, слишком путанным, неожиданностью на неожиданности, из-за чего неподготовленные посетители биеннале терялись и не улавливали задумку — показать те самые тенденции современного искусства, о которых заявляли организаторы, хотя бы на примере одного города.
Нацгалерея смогла принять лишь работы из Москвы и Санкт-Петербурга, поэтому произведения из других регионов разделили по другим площадкам. Увидеть их можно будет до 15 сентября. Как отметил заместитель министра культуры Коми Константин Баранов, ведомство приложит усилия, чтобы биеннале стало традиционным событием для региона.