Рейв под открытым небом, выставка андеграунда 1990-х годов и мастер-класс по созданию собственного музыкального инструмента могли найти жители Сыктывкара на акции «Ночь в галерее. Звук». Как в России формировалась культура танцевальных вечеринок и как она подтолкнула художников выйти на танцпол – в материале БНК.
15 мая в Национальной галерее состоялась ежегодная акция «Ночь в музее» под подзаголовком «Больше, чем музей». Проходившая 22 мая «Ночь в галерее» – ее продолжение, для которого выбрали тему «Звук».
Первая акция была более традиционной - залы просто открывались для посетителей. Ко второй подошли креативнее, организовав больше ярких площадок, ориентированных в основном на молодежь. Идею «Звука» воплотили в первую очередь в концерте электронной музыки под открытым небом «Рейв в саду».
По словам куратора «Ночи» Валерии Рябец, публике в основном не надо было объяснять, что такое рейв, но стоило показать, что это не разгул, и проводить танцевальные вечеринки можно «культурно и красиво»:
- Люди просто наслаждаются музыкой и танцуют – расслабленно, спокойно, не стесняясь. Это, наверное, самое важное для нас – качественный звук и треки.
В России история развития рейв-движения интересна тем, что объединила не только музыкантов, но и художников. Сердцем отечественной клубной культуры стала бывшая ленинградская коммуналка в здании по адресу Фонтанка 145, известная как клуб «Танцпол». Именно поэтому центром «Ночи в галерее» стала выставка «Андеграунд 90-ых. Художники на танцполе», подготовленная Центром современного искусства им. Сергея Курехина и «Санкт-Петербургской Новой Академией». Она заняла два зала и коридор первого этажа, презентуя фотографии, живопись, коллажи и плакаты, созданные в уникальный период времени, когда в начале 1990-х годов после распада Советского Союза в Санкт-Петербурге молодежь и культурная интеллигенция начали увлекаться новыми танцевальными движениями, звуком и музыкой, которые захлестнули страну.
Идея «Танцпола» приглянулась Москве: в качестве места проведения первого рейва выбрали павильон «Космос» на ВДНХ. Сложилось и подходящее название – «Gagarin-party». На выставке можно увидеть несколько плакатов к вечеринке, которая состоялась 14 декабря 1991 года.
- Когда в декабре 1991 года в Москве появился первый проект – пати в ВДНХ, это было нереально, - рассказал присутствовавший тогда на «Gagarin-party» президент Национальной галереи Пьер Броше.
«Авангард 90-ых» не стал единственным крупным выставочным проектом на «Ночи». Большую часть второго этажа заняла недавно открывавшаяся экспозиция из фондов галереи «Коми: Человек. Ландшафт. Мир», посвященная 100-летию республики. Она представляет художественный образ края через живопись и скульптуры середины 20-начала 21 века.
Выставку открывает искусство 1940-1950-х годов, когда регион был частью «архипелага ГУЛАГ» - с эскиза мемориального комплекса «Маска скорби» Эрнеста Неизвестного. Сам мемориал находится в Магадане и посвящен памяти жертв политических репрессий. Это один из трех запланированных монументов «Треугольника скорби». Второй - под Екатеринбургом, а третий в Воркуте так и не был создан. Эта часть соединяет два зала – «Образ Севера» и «Освоение» о суровой природе Коми и тому, как она «подчинилась» человеку. Образы величественных оленей, просторов тундры и тайги условно противопоставлены индустриальному пейзажу – лесным предприятиям, нефтеперерабатывающим заводам, и образу рабочего человека.
Гармонию человека и природы на Севере, напротив, воплощают залы «Миф» и «Традиция», которые соединены «коридором» «Вера». Здесь между скульптурой крестителя зырян Стефана Пермского расположились картины Усть-Цилемской горки и сотворения мира по мифологии коми, традиционные прялки и Яг-Морт.
Тем не менее выставка «Коми» не отделялась от общей темы «Звук». В одном из залов экспозиции народный мастер России Артем Чичкарев, который занимается художественной обработкой бересты, для детей и взрослых устроил простой мастер-класс по созданию пищалки своими руками. Для этого нужны только береста, ножницы, шило и прищепки.
- Это не звуковой музыкальный инструмент, а просто шумовой, источник звука. Больше используется как средство оповещения в лесу. Дети легко могут справиться. Основа – язычок с полукруглым срезом, это звуконоситель. Потом берется берестяная лента, им обматывается язычок, - отметил Артем Чичкарев.
Помимо этого мастер-класса, во время «Ночи» в галерее работало еще несколько «музыкальных» площадок – по созданию музыкальной открытки, викторина «Звук 90-х». Гостей встречали и более традиционные занятия – аквагрим, арт-зона, где можно было закончить на свой вкус шедевр, батик и пастельная живопись.
БНК
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
В «Ночь музеев» сыктывкарцы одевали воина, изучали быт купцов и загадки космоса