Из четырех походов в магазин три заканчиваются покупкой продуктов, которые людям не нужны и через какое-то время просто отправляются на помойку.
Как подсчитали эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и консалтинговой компании «ТИАР-Центр», граждане и торговые сети ежегодно выбрасывают около 17 млн тонн продуктов на сумму свыше 1,6 трлн рублей. Чаще всего на помойку отправляются хлеб и хлебобулочные изделия, макароны и мука, картофель и молочные продукты. Этого количества еды хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года, приводит данные «Российская газета».
По мнению доцента кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова Светланы Казанцевой, виной всему психология – укоренившаяся в сознании привычка запасаться впрок. Больше всего такое потребительское поведение свойственно людям старших возрастов, а также тем, кто пережил голодные 90-е годы.
– Маркетинг со своей стороны делает все, чтобы потребитель захотел купить товар: красивая упаковка, усилители вкуса, низкая цена, – отмечает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ «Высшая школа экономики» Татьяна Комиссарова. К тому же продукты, по мнению профессора кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Вячеслава Чеглова, не выдерживают объявленных сроков хранения: в стремлении снизить цену производитель меняет ингредиенты, от чего товар быстрее портится.
Выхода два – сделать потребительское поведение более рациональным, но это не быстро, или же развивать фудшеринг.
– Изначально основной целью фудшеринга являлась не благотворительность, а сокращение объемов выбрасываемой еды, то есть бесцельной траты ресурсов, – объясняет кандидат экономических наук Дмитрий Завьялов. – Типичные объекты фудшеринга – продукты с истекающим сроком годности.
В России такая практика полностью противоречит действующему закону. Поэтому тонны еще не просроченных продуктов можно отправить исключительно на помойку, говорится в материале издания.
– Нужно менять законодательство и разрешать передавать на благотворительность продукты, у которых сохраняются потребительские качества, – считает Завьялов. Или, наоборот, делать дорогим процесс утилизации продуктов, чтобы торговым сетям он стал невыгодным.
Пока же фудшерингом в России занимаются волонтеры или фудсейверы. Но, как обращают внимание эксперты, это «серая зона» с точки зрения закона. Именно поэтому на большинстве сайтов по раздаче еды можно прочесть предупреждение из разряда: «Вы забираете продукты как частное лицо, и если их употребление вызовет проблемы со здоровьем, ответственность за это не несут ни отдавшее их предприятие, ни организаторы фудшеринга».