С декабря на пяти участках дорог в республике работает система весового контроля, которая определяет габариты транспортных средств, весовую нагрузку на ось и массу перевозимого груза. За то время штрафы были выписаны только по 37 случаям - практически все оспорены в суде. Как работает система и на что жалуются предприниматели — в обзоре БНК.
Региональное отделение ОНФ совместно с Союзом лесопромышленников Коми 8 августа организовали круглый стол по работе системы весового контроля в республике. На нем предприниматели рассказали, с какими проблемами сталкиваются, а представители госорганов объяснили, что они делают, чтобы изменить ситуацию.
Как работает система
Система весового контроля заработала 18 декабря 2018 года. Посты имеются вблизи Сыктывкара (на дорогах из поселка Краснозатонский и Эжвинского района), возле сел Зеленец и Визинга, рядом с Ухтой. На них размещены табло, чтобы водители могли видеть, нарушили ли они какие-то параметры.
Как рассказал заместитель руководителя казенного учреждения «Дорожный контроль» Константин Борош, система учитывает некоторые отклонения от допустимых параметров. Например, по приказу Минтранса допускается отклонение по габаритам в 10 сантиметров.
— Система измеряет машину в момент проезда и сразу выдает информацию на табло. После этого сигнал поступает на сервер, где обрабатывается с применением допустимых погрешностей. Если на табло высвечивается информация, то не факт, что за данное нарушение будет выписан штраф, — рассказал он.
Дело в том, что во время дождей или из-за луж на дорогах колеса поднимают водяную взвесь, поэтому система неправильно определяет габариты. Такое происходит и во время морозов, когда от дороги идет пар. В таких случаях нарушения по габаритам не фиксируются, хотя водители видят информацию на табло.
— За семь месяцев было 37 нарушений, по которым были оформлены постановления. То есть не все нарушения идут в копилку ГИБДД. Процентов 99 отсеивается. Если посчитать все проезды и сравнить с 37 нарушениями, то это меньше 1%, — сказал Константин Борош. Он добавил, что практически все они были оспорены в суде.
По приказу Минтранса фиксируются нарушения только в том случае, если автомобиль едет со скоростью от 20 до 120 километров в час. Если машина движется медленнее, то у ГИБДД нет оснований выписать штраф.
На сегодня параметры по общей массе следующие: 44 тонны для автомобилей с шестью осями и 40 тонн с пятью. Недавно изменились допустимые нагрузки на ось — на дорогах возле постов это 11,5 тонны. За время работы системы количество нарушений по этому параметру сократилось вдвое.
Претензии бизнеса
Предприниматели считают, что весовой контроль работает не всегда корректно, а штрафы — чрезмерно высоки.
— У меня пустой лесовоз едет через весы — все хорошо, обратно также пустой — весы показывают, что у него превышены габариты. Он что — вырос? Если я везу что-то, и весы покажут перегруз, то как я могу доказать, что его нет, что это ошибка? — поинтересовалась индивидуальный предприниматель Лариса Калегина.
По ее словам, штраф в 400 тыс. рублей — неподъемная сумма для малого бизнеса.
— Везем баланс, стоимость груза — 40 тысяч. А штраф — 400 тысяч. Что с этим делать? И как нам распределять груз? Ведь штраф будет не только по общей массе, но и за превышение нагрузки на ось. Такой же — 400 тысяч. Это просто бред получается. Это не штраф, а издевательство. Получается, что я работаю ради штрафов. Я так работать не буду. Предприниматели государству не нужны, должны все закрыть и не работать? — сказала она, добавив, что штрафы она еще не получала.
По словам руководителя логистического центра УЛО «Монди СЛПК» Дмитрия Осипова, нескольким подрядчикам штрафы уже приходили. Он назвал их парадоксальными.
— Ехал шестиосный автопоезд, вез 22 кубометра баланса - это немного. Получил штраф в 250 тысяч. Сейчас разбираемся — подали иски, — рассказал он.
Начальник транспортного отдела «Сыктывкарского фанерного завода» Александр Лизан добавил, что есть проблемы и с перевозкой готовой продукции.
— У нас есть сертифицированные весы. Мы грузим, размещаем по осям нормально, взвешиваем, каждому водителю выдаем протокол взвешивания, где расписана вся нагрузка на оси. Но по пути следования приходят штрафы за перегруз по осям. Непонятно, — рассказал он. Предприятие получило штраф в 300 тыс., но в льготный период заплатило половину. А вот один из их перевозчиков отдал полную сумму — 400 тыс., — заявив, что не оспаривать не будет, так как не верит в правосудие.
На заводе тоже сомневаются в корректной работе системы, так как взвешивается не только груженный транспорт, но отдельно груз, а в итоге весы показывают превышение зафиксированного веса на 10-30%.
Предложения
Одно из возможных решений проблемы — строить дороги, которые бы выдерживали современные большегрузы. Но у республики нет на это денег. По предварительным расчетам, для реконструкции 3 тыс. километров региональных и межмуниципальных дорог под нагрузку в 10 тонн на ось потребуется 100 млрд рублей.
Еще один вариант — увеличить допустимую массу транспортного средства до 55 тонн при проезде зимой и в сухой летний период. По этому поводу было обращение в федеральные органы, но в июне при рассмотрении поправок в федеральный закон о весовом и габаритном контроле в третьем чтении это предложение депутаты Госдумы не поддержали. Минстрой считает, что увеличение грузоподъемности до 55 тонн приведет к разрушению полотна, так как большинство дорог построены в 1980-1990-е годы, а они проектировались и строились под нагрузку от 6 до 10 тонн на ось.
Рассматривается вопрос об установке контрольных весов. Но на это надо выделять деньги. По словам Константина Бороша, стоимость оборудования составляет 2 млн рублей, а ведь надо еще обустроить переходно-скоростные полосы, сделать участки дорог максимально горизонтальными, сделать освещение. Покрыть контрольными весами все направления специалист считает нереальным. Участники круглого стола сошлись во мнении, что это надо организовать хотя бы около Сыктывкара. Для этого надо обратиться в правительство региона.
Начальник отдела строительства и эксплуатации автодорог и дорожных сооружений Минстроя Коми Михаил Доронин сказал, что бизнес может участвовать в реконструкции дорог.
— Если предприниматель хочет возить по дороге больше, то у нас есть такая практика — заключайте соглашение с правительством Коми, как это делает Газпром. Усиливайте дорожное полотно под свои нагрузки, хоть до 15 тонн на ось. Будет разработана проектно-сметная документация, будет совместно реализованный проект, — предложил он.