Единственная в республике пилотесса рассказала БНК, как справилась с группой вахтовиков, не желавших лететь с женщиной за штурвалом, и почему ни разу не пожалела, что работает на Севере.
В России 9 февраля празднуют День гражданской авиации. Первый самолет поднялся в воздух в 1903 году, а в 1909-м за его штурвал впервые села женщина. Это была француженка Элиза Дерош. Для России до сих пор пилотесса – явление нечастое: сейчас их числится около трех десятков. А в Коми – всего одна – Леся Барашвили из Ухты.
– Наверное, самый предсказуемый вопрос: как и почему вы решили выбрать такую нетипичную для женщины профессию?
– В небо влюбилась еще в подростковом возрасте, когда занималась в аэроклубе. Уже тогда случалось садиться за штурвал Яка-52, прыгать с парашютом. Но после школы решила пойти по стопам родителей инженеров-программистов. И тоже получила инженерное образование. Но, видя, как приятели из аэроклуба поступают в авиационные училища, я рискнула получить второе образование и пошла в Киевское высшее авиационное училище. В итоге именно это образование, которое я получала «на всякий случай», не надеясь впоследствии удачно устроиться по специальности, стало для меня судьбоносным. Почти 15 лет я за штурвалом вертолета.
– Как к такому решению отнеслись в семье, в окружении?
– Для родителей это стало настоящим ударом. Однажды моему командиру даже пришлось уговаривать мою паникующую маму по телефону. К тому же, на тот момент у меня уже были муж и ребенок. Во время учебы в авиационном приходилось брать маленького сына с собой на лекции. Преподаватели смотрели косо: ведь я была еще и единственной девушкой в группе. Но все трудности пережили.
– Было какое-то предвзятое отношение к женщине пилоту уже на работе?
– Были очень разные реакции, если честно. Однажды в первый год работы у меня забастовала целая вахта: отказывались лететь с женщиной-пилотом. Я спокойно сказала: «Не хотите лететь – идите 300 километров пешком». Они не ожидали такой невозмутимости. В итоге молча заняли места, и мы полетели.
– Случались моменты, после которых было страшно вновь садиться за штурвал?
– У меня были две вынужденные посадки из-за неисправностей воздушного судна, обе они были удачными и особого впечатления не произвели. В момент, когда происходит нештатная ситуация, необходимо совершать много действий: доклады, контроль приборов, – испугаться просто некогда.
– В каких странах вам случалось работать?
– За все время работы я побывала в Греции, Турции, Северном Афганистане, Мали. Случалось выполнять миссии ООН. Это было в 2014-15 годах в период выборов в Афганистане, в Мали летала несколько раз. Мы транспортировали грузы, пассажиров. Там была настоящая война и сложные погодные условия. Многие пилоты отказывались работать, но только не российские. Наши ребята выдерживали в любых ситуациях.
– А был выбор, лететь туда или не лететь?
– Конечно. В такие места летают добровольно. Но я не сомневалась. Это интересный опыт. И возможность увидеть такие события своими глазами вполне стоит риска.
– Вы сами из Киева, облетели множество стран, как в итоге оказались в Коми?
– Просто предложили работу на Севере. Сначала летала над Уралом, затем перебралась в Ухту по рекомендации знакомого. И ни разу не пожалела: здесь в «Комиавиатрансе» у меня самый дружный и душевный коллектив. Коллективы есть на любой работе, конечно, но для пилотов это особенно важно, потому что нужно быть уверенным в том, кто составляет метеопрогноз перед твоим полетом, и конечно, в том, с кем садишься в кабину. Здесь я уверена в каждом.
*** Официальной датой рождения гражданской авиации страны считается 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». День работника гражданской авиации отмечают в России на основании указа президента страны от 9 февраля 2013 года.
БНК