Руководство Коми сделало ставку на диверсификацию экономики и уверено, что уже в ближайшие годы регион станет привлекательной территорией для жизни. Среди задач, которые ставят перед собой власти, — улучшение инфраструктуры и создание высокопроизводительных рабочих мест в самых современных отраслях экономики и промышленности. Развернуться есть где, пишет «Деловой Петербург».
Встречу с бизнес–сообществом Северной столицы глава Коми Владимир Уйба на круглом столе «Делового Петербурга» начал с обсуждения добывающей отрасли.
— Нефть, газ, уголь — это самое простое и самое неинтересное, что есть в Коми, — сразу заявил руководитель региона. — Эпоха «простой добычи» заканчивается и уходит в переработку».
По его словам, республика получит федеральное финансирование на решение многолетних проблем моногородов Инты и Воркуты — а это не только реконструкция жизненно важной инфраструктуры, но и переселение более 25 тыс. семей. К 2026 году хотят создать 6 тыс. рабочих мест в недобывающих отраслях и привлечь 150 млрд рублей инвестиций, в том числе в рамках создаваемой особой экономической зоны «Север».
Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Север», потребуется вложить в производство не менее 120 млн рублей (40 млн рублей в течение первых 3 лет). Но в Коми можно стать и резидентом Арктики: порог вхождения — всего 1 млн.
— Первое, что я бы предложил инвесторам, это именно арктические зоны: 0% налога на прибыль в федеральный бюджет на 10 лет, 0% налога на имущество, 0% — земельный налог. Где вы такое найдёте?» — отметил Владимир Уйба.
Что касается преференций по энерготарифам, то на первоначальном этапе создания такой площадки они всегда ниже, а все риски инвестора берёт на себя управляющая компания, заверила министр экономического развития и промышленности Эльвира Ахмеева.
Дороги и «тяжёлая» нефть
Дороги в Коми — пока большая боль республики. Из более чем 5 тыс. км дорог всего половина соответствует нормативам, так что в ближайшие 2 года в Коми будут ремонтировать только школьные маршруты, и только на них направят 7,5 млрд рублей.
На круглом столе заместитель директора по качеству, руководитель научно–исследовательского центра группы компаний «АБЗ–1» Наталья Майданова тепло вспоминала ухтинский битум, производимый из тяжёлой нефти Ярегского месторождения, который в течение 18 лет получали дорожники Петербурга и Ленинградской области и который сейчас не производится по ряду причин.
В научно–исследовательском центре группы компаний «АБЗ–1» проявляют большой интерес к возрождению переработки высоковязкой нефти для страны. Власти Коми тоже не оставили эту крайне важную для республики тему, заверил Владимир Уйба. По его словам, если тонна тяжёлой нефти продаётся от 40 млн до 60 млн рублей, то после её переработки из неё можно получить «продукты» на 180–220 млн. Сейчас это намерены научно доказать учёные УГТУ.
Более 300 населённых пунктов республики вообще не имеют круглогодичного автодорожного сообщения — добраться к ним можно либо по реке, либо по воздуху, а значит, обостряется проблема состояния аэродромов и их взлётно–посадочных полос. Коми заинтересована в развитии авиасообщения в регионе, для чего необходимо довести уровень местных аэропортов до современного: нужны ремонты, реконструкция и замены морально и физически устаревшего оборудования и спецтехники. Республиканские власти рассматривают все варианты развития аэропортов: за счёт средств бюджета Коми, а также с федеральной поддержкой.
Большие перспективы строительному рынку открывает ускорение программы переселения из заполярных территорий республики.
— Совершенно точно будем приглашать и федеральных застройщиков, с таким объёмом нам одним просто не справиться, — отметил глава Коми.
Новую жизнь в Воркуту вдохнул бы Арктический медицинский кластер, который создают для исследований процессов жизнедеятельности и адаптации населения к предельным условиям Арктики. Предполагается, что это станет частью научно–образовательного центра мирового уровня «Технологии здоровьесбережения населения Севера» (НОЦ «ЭкоТех»). Федеральной поддержки НОЦ пока не получил, но власти Коми продолжают работу и поиск рынков сбыта для результатов интеллектуальной деятельности его участников — к сотрудничеству намерены привлечь госкорпорации «Роскосмос», «Росатом», «Ростех».
Генеральный директор ООО «Карелия Палп» Юрий Айвазов, в которую входит Кондопожский комбинат, заявил, что компания хочет создать самый эффективный лесоперерабатывающий бизнес в стране. После модернизации производства комбинат планирует выпускать востребованную в мире упаковочную бумагу лёгкого граммажа и растворимую целлюлозу, но для этого нужно дополнительное сырье (хвойная древесина). Поэтому ООО «Карелия Палп» заинтересовано в стабильных поставках сырья, в том числе и из Республики Коми.
Руководитель научно-исследовательского центра ГК «Асфальтобетонный завод №1» Наталья Майданова отметила, что им интересна Республика Коми, и у них есть опыт региональной экспансии:
— Мобильные заводы и мобильные бригады дорожно–строительной техники позволяют нам выполнять объёмы работ в любом регионе страны. Нам интересна и Арктическая зона, в своём исследовательском центре мы изучаем строительство объектов на территории вечномёрзлых грунтов, много лет сотрудничали со шведами и знаем, как строить дороги в таких климатических условиях.