Жители Коми в 2018 году потеряли больше миллиона рублей от несанкционированных операций с банковскими картами. Преступники научились подделывать официальные номера телефонов российских банков. В инструкции БНК рассказываем, как распознать фальшивый звонок из банка и не попасться на удочку телефонных мошенников.
По информации Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Департамента информационной безопасности Банка России (ФинЦЕРТ Банка России), число случаев, когда мошенники получают персональные данные с помощью методов социальной инженерии, растет: доля таких операций увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году.
В Коми в 2018 году было зафиксировано около 350 несанкционированных операций с банковскими картами на общую сумму более 1,2 млн. рублей. С начала 2019 года число жалоб в полицию о телефонном мошенничестве выросло на 20% по сравнению с прошлым годом.
Главное - бдительность
Все чаще мошенники маскируются под официальные номера банков. То есть брать трубку даже со знакомого номера небезопасно. Лучше самостоятельно перезвонить в банк. Номер можно найти в интернете, либо на обратной стороне банковской карты.
Если звонок «сбросили» ни в коем случае не делайте на звонивший номер обратный звонок. Наберите номер горячей линии банка вручную.
Дело в том, что преступники используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно мошенник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей.
Помните: чаще всего обманщики звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Например, о подозрительном платеже на крупную сумму и, чтобы его остановить нужно срочно сообщить данные карты: пароль из смс или пин-код.
Мошенники хорошие психологи: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины. Все это помогает им втереться в доверие к клиенту банка и усыпить его бдительность. При этом они торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое. Особенно такие увещевания действуют на пожилых людей, поэтому нужно научить родственников не отвечать на «звонки из банка».
Как защитить свои деньги от мошенников
Если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк не получится. Всегда набирайте только официальный номер банка. Он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка. Другие интернет-ресурсы могут ввести вас в заблуждение.
Не перезванивайте и не отправляйте сообщения на незнакомые номера, не переходите по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.
Если вам звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка. Номер нужно набрать вручную.
Не впадайте в панику и не спешите. Сотрудник банка никогда не станет торопить клиента. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее. За 48 часов можно хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.
Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из смс и пин-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.