Российские дилеры более года испытывают острый дефицит автомобилей, очереди за которыми продолжают расти. Стоит ли в этих условиях покупать себе новую машину, и когда ситуация с поставами может нормализоваться, — в спецвыпуске «Российской газеты».
Предположительно, ситуация с поставками новых машин нормализуется в 2022 году.
— На сегодняшний день рынок новых автомобилей так и не смог преодолеть дефицит, и в третьем квартале ситуация с доступностью товарных автомобилей в некоторых брендах даже ухудшилась. Практически во всех брендах есть модели или отдельные комплектации, которые невозможно найти в наличии. Причина такого дефицита — нехватка комплектующих и, в частности, электронных компонентов. Пока ситуация с их поставками не нормализуется, ожидать окончания дефицита на авторынке не имеет смысла, — рассказал изданию директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.
По мнению руководителя группы онлайн-продаж дирекции развития продаж ГК «Бизнес Кар» Андрея Творогова, восстановление ситуации, связанной с нехваткой машин, может нормализоваться в первом полугодии 2022 года, если эпидемиологическая обстановка в мире стабилизируется и не будут вводиться новые меры санкционного давления на страны, где расположены мировые производители микроэлектроники и прочих крупных комплектующих автомобилей.
В свою очередь, ситуацией с нехваткой машин воспользовались некоторые дилеры, которые при продаже автомобилей стали накручивать опции стоимостью до полумиллиона рублей.
— При дефиците все автомобили в наличии часто представлены в шоу-румах в качестве выставочных образцов, а они обычно предполагают дополнительное оборудование. Клиентов порой это смущает, они хотят приобрести автомобиль «в базе». Это не проблема, можно заказать его в поставку по предоплате, но придется подождать, — предупреждает Андрей Творогов.
Покупать или ждать?
На сегодня, по данным ГК «Бизнес Кар», срок ожидания новых автомобилей может составлять от 3 месяцев до 2 лет в зависимости от марки, модели, сочетания комплектации и цвета конкретного автомобиля, а машины местного производства, как правило, почти всегда доступны в течение месяца.
Как говорит Владимир Мирошников, если удовлетворяющей запросы покупателя модели нет в наличии на складе дилера, ее всегда можно заказать, однако в этом случае к моменту поставки автомобиля цена на модель может увеличиться. Многие клиенты это понимают и стараются выбрать машину из наличия, а некоторые из них готовы рассмотреть покупку автомобиля с пробегом в качестве альтернативы новому.
Действительно, в условиях продолжающегося дефицита автопроизводители стали с завидной регулярностью повышать цены на свои модели. Согласно оценкам агентства «Автостат», за первое полугодие 2021-го средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России увеличилась на 12,5% и составила 1 млн 886 тыс. рублей. При этом сильнее всего подорожали иномарки: на 14,4% до 2 млн 246 тыс. рублей, в то время как цены на отечественные машины «потяжелели» в среднем на 11,6%, достигнув отметки в 782 тыс. рублей.
По мнению Андрея Творогова, за время ожидания поставки автомобиля в нужном цвете и комплектации его стоимость может вырасти на 8-12%, если ориентироваться на текущий темп роста цен.
— В ожидании есть и другие риски — например, за это время сломается старая машина покупателя, и отложенные на покупку средства понадобятся на проведение ремонта, и прочее. В любом случае покупка автомобиля здесь и сейчас из имеющегося ассортимента или по предзаказу — это вопрос выбора, который зависит, в том числе от финансовой состоятельности каждого отдельного покупателя, — резюмирует Андрей Творогов.