Республика в свое время была в лидерах по внедрению раздельного сбора отходов — закупались специальные контейнеры, организовывались площадки, выделялись деньги из республиканского бюджета. Но сейчас возникли проблемы: вывозить вторсырье некому и некуда, это дорого, а люди, которые занимаются сортировкой мусора, не получают за это никаких выгод, в том числе снижения тарифов.
В Государственном совете Коми 22 декабря состоялось рабочее совещание об организации раздельного накопления отходов. Среди поднятых тем были транспортировка, обработка и утилизация ТКО, деятельность экопунктов и извлечение полезных фракций из мусора.
Цели, задачи и проблемы
По словам председателя комитета Госсовета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александра Попова, во многих муниципалитетах уже становится привычным контейнеры для сбора различных видов отходов — бумаги, пластик. Благодаря этому и просветительской деятельности жители республики стали активно вовлекаться в работу по раздельному сбору твердых коммунальных отходов. Интерес к этому стали проявлять и предприниматели.
С 2016 года в России был установлен запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень содержит 182 вида отходов, список вводится поэтапно, последние 72 вида запрещено вывозить на свалку с 1 января этого года.
С 2016 года из республиканского бюджета ежегодно выделялись субсидии муниципалитетам на создание системы по раздельному сбору отходов. В 2022-2024 годы также будут субсидии — по 4,7 млн рублей ежегодно.
— При этом у депутатов, общественных организаций и населения возникают вопросы о наличии в регионе системы раздельного сбора отходов. Как она организована? Какие отходы реально собираются в республике и как в последующем утилизируются и не вывозятся ли на свалку? Есть ли у нас практика оплаты потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО с учетом раздельного сбора? — сказал Александр Попов.
В соответствии с указом президента о стратегических целях, задача по созданию условий для переработки всех запрещенных к захоронению отходов должна быть решена к 2024 году.
Как добавила председатель правления Коми отделения «Российское экологическое общество» Татьяна Плато, создание замкнутого цикла невозможно без раздельного накопления отходов. По ее словам, к 2024 году республика должна достичь 30% изымания полезных фракций из отходов, но даже в региональной госпрограмме заложено, что 100% мусора идет на полигоны. При том что прописано увеличение доли сортированных отходов они все равно будут отправляться на полигоны.
— Даже с введением сортировочного комплекса мы к 2031 году получим не более 20 процентов. Это при условии, что мы не будем на уровне домохозяйств организовывать раздельное накопление отходов, потому что оно даст возможность извлекать максимальное количество полезных фракций, — сказала она, добавив, что до 60% состава отходов — это полезные фракции.
Площадки и контейнеры
Татьяны Плато напомнила, с 2016 года республика была пилотным регионом по внедрению раздельного накопления отходов — выделяла деньги на организацию контейнерных площадок, покупались специальные контейнеры. Эта работа ведется и сейчас. В Коми сейчас оборудованы 536 площадок с возможностью раздельного сбора мусора, приобретено более тысячи контейнеров.
— К сожалению, мы видим, что только 10 процентов контейнерных площадок имеют такую возможность, то есть люди могут недалеко от дома организовать раздельного накопления отходов, — рассказала она.
Не все эти контейнерные площадки внесены в территориальную схему обращения с ТКО. Кроме того, в схеме нет перечня организаций, которые занимаются вывозом отдельно собранного мусора, зато прописано, что этим занимается региональный оператор. На самом деле «Региональный оператор Севера» делает это только в Ухте и Сосногорске.
В большинстве муниципалитетов, по словам Татьяны Плато, вообще не производится вывоз раздельно накопленных отходов — контейнеры стоят заполненные или даже заклеенные скотчем как признак того, что макулатуру и пластик из них никто забирать не будет.
— Это вводит людей в состояние фрустрации: вроде бы им говорят о том, что необходимо раздельно накапливать, а они приходят на контейнерную площадку, там завалы, никто не занимается, никто не вывозит, никому это не нужно. Мы формируем у людей отношение: зачем я буду разделять, не получая за это никакого возмещения. А потом это все никому не нужно, — объяснила она.
Экопункты
Татьяна Плато рассказала по работу пункта по сбору отходов в селе Ижма, который организовал один из предпринимателей. За месяц он собрал 5,2 тонны картона и термоусадочной пленки. Получив 65 тыс. рублей доходов от сдачи вторичного сырья, но понес еще большие расходы на сбор, прессовку, оплату труда работников. То есть фактически у него оказался убыток в 42 тыс. рублей. Если бы он не платил людям за мусор, то, возможно, деятельность пункта была бы прибыльной.
Организатор экопункта в Сыктывкаре Константин Мороков сказал, что ничего сложного и страшного нет.
— Мы научились с 80 процентами отходов, которые есть в мусорном ведре. Мы приучили людей со всего города к нас ездить, к нам ездит тысяча человек, пользуются услугой экотакси, — рассказал он, добавив, что часть вторсырья экопункт продает, но часть отдает компаниям, чтобы поддержать их.
По его словам, на голом энтузиазме ничего не добиться, хотя экопункт вышел на окупаемость, но прибыль не такая высокая. Если нужен хороший результат, то надо вкладывать серьезные средства. Это может быть поддержка со стороны государства.
Эксперимент в Сыктывкаре
С февраля в Сыктывкаре регоператор реализует проект по раздельному сбору отходов в разрезе сухих и влажных фракций. В проекте участвуют два ТСЖ — по улице Серова, 46 и по улице Куратова, 3. Возможно, к этой работе подключатся еще два ТСЖ. Но уже сейчас можно сделать выводы. Из получаемого объема остается только 15% для дальнейшей утилизации. Причин этому несколько: слабая организация со стороны председателей ТСЖ и со стороны жителей домов, выброс мусора не в свои контейнеры, в контейнеры попадают отходы от посторонних людей, которые не знают про эксперимент, изымание полезных фракций из контейнеров третьими лицами для вторичной реализации.
Кроме того, есть вопросы к объемам и к переходу оплаты по факту. Оказалось, что отходов образуется больше, чем заложено в нормативах. Более того, по предварительным расчетам, реализация собранных сухих отходов не покрывает расходы на их транспортировку.
Нормативы и тарифы
По словам исполняющей обязанности руководителя республиканского комитета по тарифам Анны Тюрниной, в регионе установлен норматив в 1,9 кубометра отходов в год на жителя в многоквартирном доме, в индивидуальном доме и в домах со смешанным отоплением. В течение года комитет проводил замеры, оказалось, что в реальности человек накапливает 2,2 кубометра мусора.
— Те нормативы которые установлены, существенно ниже. Поступали обращения, что нужно выделить отдельную категорию потребителей — со смешанным отоплением. Мы и по таким провели замеры. У нас получилась величина 2,51 кубометра в год на человека. Если говорим о домах с печным отоплением, то у нас был норматив 0,83 кубометра, а по результатам замеров — 2,68. Существенно выше. Мы видим, что многоквартирные дома даже ниже, чем дома со смешанным и печным отоплением. Это говорит о том, что первоначальная информация была не совсем корректной. На самом деле большая часть отходов не попадает на земельные участки, не сжигается в печах, как изначально преподносилась, а выносится на контейнерные площадки. Либо же изменилась тенденция: граждане, увидев, что мусор вывозится, не надо заморачиваться, не надо делать компостные ямы, стали все складировать в контейнеры, — рассказала она.
Комитет продолжит замеры, чтобы все-таки выяснить, сколько мусора образует населения. Второй вариант — довести нормативы до фактических показателей.
Норматив для раздельного мусора
Разделить нормативы и изменить тарифы для тех потребителей, которые занимаются раздельным сбором отходов, не так уж и просто. По методическим рекомендациям Минстроя России это невозможно. Но никто не мешает обособлять отношения с региональным оператором исходя из фактически объемов, которые поступают на контейнерные площадки. Но тут возникают другие проблемы: площадки не закрыты и мусор в них попадает от кого угодно, они обслуживают несколько домов.
Можно идти по такому пути: закрытая площадка, специальные контейнеры для раздельного сбора мусора. Но это упирается в нормативы, так мусора в контейнерах по факту образуется больше, чем по нормативу.
Другой вариант — создание экопунктов. Люди собирают отходы, сдают туда и получают реальные деньги.
Интересанты
Как заметил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Алексей Кузнецов, есть совершенно другая идея — должно быть четкое понимание, куда уходит вторсырье.
— Кто потребитель вторсырья? Пластик собрали — кто его потребитель? Стекло собрали — кто потребитель? Надо нам определиться и наметить тех, кто интересант в том, кто это будет перерабатывать. Они нам дадут все. Если их экономика считается, если компания заинтересована в макулатуре, она сама все устроит. Если мы их поставим помочь республике с вторсырьем, они все сами сделают за нас. Не надо будет думать об этом. Так же — с компаниями по переработке пластика. Если мы организуем в республике хорошую качественную компанию, привезем туда все… Мы сделаем хорошую схему, не будем спорить про тарифы, — заявил министр.
По его словам, именно компании, которые занимаются переработкой вторсырья, должны быть источником для стимулирования.
— Надо определить порядок, сколько их и какие они должны быть в республике. Они организуют нам площадки, зайдут в город, мы им поможем с землей. Если не они, то регоператор возьмет на себя эти обязательства, я думаю, а люди уже привяжутся к этим обстоятельствам. Наше предложение — город может предоставить площадки для сбора, для конечных потребителей. У нас весь январь голова будет занята, как нам сформировать вот этот перечень предприятий, как их завести сюда. У нас много маленьких, которые собирают, прессуют и показывают убытки. Но я считаю, что это прибыльный бизнес, — заметил Алексей Кузнецов.
Александр Попов возразил — тот же «Комитекс» готов принимать пластик на переработку, но он не готов заниматься сбором и транспортировкой сырья по всей республике (максим весь регион может дать только 5% используемого предприятием объема), тем более, не будет заниматься созданием инфраструктуры для сбора отходов.
Логистика
Отдельным видом деятельности регоператора является сбор раздельно накопленного мусора. В Ухте и Сосногорске, например, собирается пластик. Дальнейшее тиражирование этой практики будет выгодным для компании, считает директор ООО «Региональный оператор Севера» Дмитрий Поповцев. Но это касается только Сыктывкара и Ухты, где образуется 60% отходов. При этом дожжен быть мусоросортировочный комплекс, но тут проблема с выделением земли — места должны быть рядом с городами, чтобы не нести большие расходы на логистику.
— Организовать транспортирование по всей республике и покрытие затрат невозможно. В ряде муниципалитетов вообще отсутствует экономическая целесообразность введения такой работы. Без поддержки со стороны госорганов в части субсидирования и иных мер поддержки процесс раздельного сбора в районах будет неэффективен, — сказал Дмитрий Поповцев.
Заместитель руководителя администрации Усть-Куломского района Василий Бадьин подтвердил, что затраты на транспортировку превышают доходы от сбора вторсырья. В муниципалитете было создано более 60 площадок для раздельного сбора отходов, но сейчас эксплуатируется только половина — в райцентре и ближайших населенных пунктов.
Цепочки процесса
По словам первого заместителя руководителя администрации Сыктывкара Александра Можегова, раздельно накопить отходы — этого мало. Необходимо все, что собрано, отсортировать, так как в контейнеры люди складывают различные виды пластика и макулатуры (некоторые из них вообще невозможно переработать). Второй элемент системы — мусоросортировочный комплекс, а потом — утилизация.
— Надо создавать всю эту цепь. Ее нет. Каких-то подвижек в создании всей цепи тоже не видим. Сейчас раздельное накопление отходов для муниципалитета, скажу объективно, — это бремя бюджетных расходов, — сказал он.
Создание мусоросортировочного комплекса не обязательно должно ложиться на плечи регоператора, это может быть другой частный инвестор. В Сыктывкаре такая инициатива есть, но возник вопрос по земле (в терсхеме в районе Эжвы, где планируется строительство мусоросортировочного комплекса, не указаны участки, где можно все это организовать).
— Без мусоросортировочного комплекса раздельное накопление, на мой взгляд, — ни о чем. Надо как-то простимулировать, как-то зазвать инвесторов, сделать инвестиционную привлекательность, может быть, ввести налоговые льготы, — предложил Александр Можегов.
Субсидирование
По мнению депутата Госсовета Владимира Жарикова, сколько бы ни стимулировали население, в любом случае нужны будут мусоросортировочные комплексы.
— Если мы не будем стимулировать, ничего не будет. Надо этим людям, которые будут этим заниматься, предоставлять налоговые льготы серьезные давать, по земле ставки делать низкие. Надо сделать всевозможные преференции, чтобы они к нам пришли, чтобы им стало интересно. Надо сделать так, чтобы они сами пришли — десятками, сотнями, чтобы у нас выбор появился среди них, — заявил он.
Мало времени
По мнению министра строительства и ЖКХ Коми Игоря Кузьмичева, фундамент всего — территориальная схема обращения с ТКО, которая сейчас дорабатывается.
— В ней прописываем транспортные потоки, места сортировки, накопления. Комитет по тарифам берет эту схему, берет из нее объемы, формирует тарифы исходя из категорийности и объемов. У меня предложения — все заинтересованные стороны плодотворно отработаем терсхему. Она ложится в фундамент и определяет дальнейшие правила игры: и тарифы, и возможное субсидирование, — сказал он.
Александр Попов возразил, что наличие терсхемы ничего не решит. Она существует уже три года и не привела к решению существующих проблем.
— Мы сегодня видим, что взаимопонимания нет — каждый рассказывает свою историю. 2024 год не за горами, спрашивать будут с главы, вас погонят всех палками, и вы будете делать и думать. У вас есть время, вы его теряете. Вы им разбрасываетесь. Потом этого времени не будет. Потом будут спрашивать с главы, и вы будете в этом участвовать в качестве мальчиков для битья. Хотите — пожалуйста, — заявил председатель комитета Госсовета.
— Иногда хорошая подготовка обеспечивает успешное прохождение. Я считаю, что большая работа Минприроды и комитета по тарифам сделана, и тем же регоператором определенный объем работ сделан. Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы подготовительную стадию закончим. Дальше появляется инвестор, который проработает экономическую составляющую и центров сортировки, и обновления парка техники, и экопункты. Работа важная, она идет, — ответил Игорь Кузьмичев.
Итог
Александр Попов поблагодарил участников совещания за очень полезный разговор.
— Да, есть некоторые серьезные противоречия, но благодаря взаимодействию всех сторон, которые участвуют в создании полноценной и эффективной системы раздельного накопления отходов, их можно устранить, — сказал он.
По итогам совещания будет составлен протокол, в который войдут все предложения, в том числе от общественных организаций. Эти инициативы будут направлены в правительство республики, к работе намерен подключиться и Госсовет.