В Коми утверждена стратегия развития санитарной авиации до 2024 года. Цель — создать такую систему, которая работала бы 24 часа семь дней в неделю и правильно распределяла пациентов по имеющимся лечебным учреждениям.
В документе отмечается низкая плотность населения в республике (1,99 человека на один квадратный километр) и слабо развитая дорожная сеть: отсутствует автомобильное сообщение столицы с севером — Воркутой, Интой, Усинском, Вуктылом и Усть-Цилемским районом, а в Троицко-Печорском, Ижемском, Усть-Цилемском, Интинском и Усинском районах многие поселения не имеют транспортной связи с райцентрами. Таким образом, из 747 населенных пунктов 454 или 61% отнесены к труднодоступным или малочисленным. Кроме того, на севере некоторые народности ведут кочевой образ жизни, работают вахтовики. Все это приводит к необходимости использовать авиацию для оказания своевременной первичной медико-санитарной помощи людям.
В республике есть 73 аэродрома, вертодрома и посадочные площади для нужд санитарной авиации. Они имеют, как правило, твердое покрытие (железобетонные плиты, асфальт), дневную маркировку, 42 из 73 — ночной светостарт для приема и отправки воздушного судна в ночное время. Всего в Коми действуют семь аэропортов, дополнительно один используется во время паводка — в Вуктыле.
Эвакуацией занимается Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми, который создан в 1 январе 2014 года. Он является правопреемником отделения экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации Коми республиканской больницы.
В 2016 году был открыт филиал центра в Печоре, в 2017-м — в Ухте. Это было сделано для того, чтобы сократить время на эвакуацию из северных районов республики в крупные медицинские организации, которые есть в этих муниципалитетах. Кроме того, в этих городах аэропорты были готовы принимать воздушные судна как днем, так и ночью.
Авиационные услуги в пределах Коми оказывает «Комиавиатранс», участвуя в аукционах. По условиям заключаемых договоров авиаперевозчик обязуется выполнять полеты на самолетах, в том числе при выполнении регулярных рейсов, вертолетами Ми-8, один из которых имеет медицинский модуль. В большинстве случаев санитарная авиация используется для межбольничной эвакуации (65%) и вылетов в труднодоступные территории с целью последующей госпитализации пациентов.
В 2017 году было совершено 1073 вылета, в 2018-м — 851. За два года было эвакуировано две тысячи пациентов.
Цель стратегии — создать систему оказания скорой медицинской помощи с использованием санитарной авиации, которая бы работала 24 часа в сутки семь дней в неделю. Предполагается, что к концу 2019 года к Территориальному центру медицины катастроф будут присоединены Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи и Ухтинская станция скорой медицинской помощи, станции скорой помощи Сыктывдинской райбольницы. После этого начнется процесс создания регионального центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи.
К концу 2020 года должен появиться Единая диспетчерская служба по приему вызовов с учетом выделенных трех медицинских округов. Этих округов будет три: Северный (Воркута, Инта, Усинск), Центральный (Печора, Ухта, Сосногорск, Вуктыл, Ижемский, Усть-Цилемский, Троицко-Печорский районы) и Южный (все остальные муниципалитеты). В стратегии говорится, что до 1 октября 2020 года в ухтинском поселке Шудаяг должна появиться вертолетная площадка (реализацию проекта, предполагающего вырубку соснового бора, приостановили после протестов населения).
Прогнозируется, что к 2024 году доля госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток от общего числа больных, к которым совершены вылеты, составит не менее 90%. Также будет создана единая региональная система диспетчеризации скорой помощи и санитарной авиации, а специалисты станут применять динамическую маршрутизацию пациентов с учетом их состояния и возможностей системы здравоохранения республики.