Мы не «Паразиты»: почему российский фильм не получит «Оскар»?

12.02.2020 21:39 1

Вот и отгремела оскаровская церемония. Её триумфатором стали южнокорейские «Паразиты» – история о том, что и в благополучных странах есть бедняки, а гусь свинье не товарищ ни при каких обстоятельствах. Азиатская драма забрала четырёх болванчиков, в том числе трёх самых престижных – за сценарий, режиссуру и лучший фильм. Это, кстати, первый случай в истории премии, когда главный приз получила картина не из США. А значит, теперь на самую важную награду в мировом кино может претендовать лента из любой страны. Главное, чтобы фильм был качественным и затрагивал темы, которые волнуют людей во всём мире, независимо от расы и национальности. Легко представить лауреатом «Оскара» картину, скажем, из Ирана или Мексики. Вот только не из России.

Почему? Каждый год национальные союзы кинематографистов отбирают один фильм, который хотят выдвинуть на премию от своей страны. Американские киноакадемики отсматривают поступившие работы и выбирают из десятков лент 9 лучших – так называемый «длинный список», который оглашают в декабре. «Короткий список» из 5 номинантов публикуют в январе. Они и оспаривают право называться «Лучшим фильм на иностранном (неанглийском) языке», а отныне, судя по всему, могут всерьёз бороться и за звание лучшего фильма вообще.

Как видите, даже попасть в номинацию – огромная удача, а уж выиграть… За почти 30 лет российской истории это удалось только «Утомлённым солнцем». О чём было кино? О «кровавом Сталене» и зверствах тоталитарного режима. На волне Перестройки говорить о таких вещах было модно. Символично, что картину о Большом Терроре снял человек, семья которого обязана своим благосостоянием лично Иосифу Виссарионовичу.

После «Утомлённых», отечественные картины были в шаге от «Оскара» ещё трижды. В 2007-ом Никита Сергеевич опять дорвался до номинации с лентой «12». А «лучший российский режиссёр» Андрей Звягинцев, специализирующийся на создании экспортного облика России, гостил в шорт-листе аж два раза – с «Левиафаном» и «Нелюбовью». Увы, его похвальные усилия по изображению Рашки-говняшки в Америке не оценили. Странно…

Все остальные фильмы, выдвигавшиеся на «Оскар» от нашей страны, можно разделить на две группы: про войну и не про войну. За последние годы от России на премию ездили «Край», «Белый тигр», «Собибор». Великая Отечественная – тема, безусловно, значительная, но, как верно подметил Юрий Быков, она не длилась столько, сколько про неё снято. «Оскаровский» фильм должен отражать культурный код нации, демонстрировать актуальные тенденции в социальной и культурной жизни. А что подумают о России академики, смотря очередной «шедевр» типа «Сталинграда»? Что на Восточном фронте Second World War напряжённые бои? И ладно бы ленты были уровня «Они сражались за Родину». А у нас что? «Ах, смотрите, какие мы нарисовали танчики?!»

Вот и в 2019-ом на «Оскар» поехала «Дылда» – кино о лесбиянках в послевоенном Ленинграде (тут ещё и попытка сыграть на трендах – MeeToo, сильные и независимые). А ведь был прекрасный Юморист» – лента об отношениях артиста и власти в любой стране в любую эпоху. Была «Верность» – история о кризисе семейных отношений, которую поймут и в Италии, и в Китае, и в Буркина-Фасо. Был, наконец, «Текст» – картина своим социальным посылом ничуть не уступающая тем же «Паразитам». Но-но-но…. Наверное, не так уж и нужен нам этот золотой божок.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Среди новых заражённых COVID в регионе — шесть сотрудников торговли и общепита В областном минздраве ожидают рост ковидной смертности из-за омикрона Назван срок акционирования регионального мусорного оператора Минпросвещения: школьный Wi-Fi должен давать доступ только к проверенному контенту Кандидатуру Лесиковой рассматривают на утверждение в должности министра

Лента публикаций