Согласно исследованию, в котором приняли участие 1625 российских предпринимателей, в 2020 году выручка более чем половины представителей малого и среднего бизнеса значительно сократилась. Эксперты говорят, что об этом заявили 55% предпринимателей, причем наибольшая доля таких ответов – 62% – приходится на предприятия сферы услуг. Кроме того, заметно уменьшилась выручка в сфере торговли.
Сообщается также, что 24% представителей малого и среднего бизнеса смогли в 2020 году выручку увеличить.
Пессимистичные настроения на будущее разделяют порядка 75% респондентов. Эти предприниматели считают, что сокращение выручки продолжится и составит от пяти до 50%. Еще 25% бизнесменов считают, что потеряют более половины выручки.
Среди ключевых факторов для развития этого тренда половина предпринимателей называет снижение платежеспособности населения. Еще порядка трети бизнесменов называют в числе негативных факторов падение курса рубля.
Более 25% опрошенных предпринимателей озабочены размерами налоговых платежей, причем принятые в пандемию меры по снижению налоговой нагрузки никак не влияют на их настроения. Более 20% бизнесменов считают, что больше всего на делах их предприятий сказалась потеря ключевых клиентов и контрагентов.