Недавно губернатор Антон Алиханов во время прямого эфира в своём «Инстаграме» обратил внимание пользователей на казарму «Кронпринц» и бастион «Грольман», расположенные на Литовском валу. Глава региона назвал исторические объекты, в которых в последние годы мало что происходит, «старыми и разваливающимися». Один из них — «Кронпринц» — власти намерены забрать у арендаторов, чтобы задействовать в программе по вовлечению в оборот исторических объектов. «Новый Калининград» рассказывает, как обстоят дела у нынешних арендаторов этих памятников.
«Мы по „Кронпринцу“ ведём переговоры, готовы забрать там у этого университета... Там у них сейчас университет Разумовского. Короче, мы готовы забрать и в программу под ноль процентов кредитования запускать... Под любой вид деятельности», — поведал подписчикам Антон Алиханов.
Казарма «Кронпринц» (официально — крепость Фридриха Великого) была построена 1843-1849 годах. Она соединялась подземным ходом с бастионом «Грольман», возведённым в 1851 году. После войны в «Кронпринце» размещался танкоремонтный полк и учебно-автомобильный батальон танковой дивизии, а впоследствии — аудитории Калининградской высшей школы управления и бар. «Грольман» использовался в качестве овощехранилища. На сегодняшний день казарма признана объектом культурного наследия федерального значения, бастион — регионального. Оба строения находятся в федеральной собственности.
Больше половины помещений «Кронпринца» арендует Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского. На территории исторического объекта располагается его филиал — Калининградский казачий институт технологий и дизайна. Центральную башню, мансардный этаж и подвал, которые составляют около 10 процентов всего памятника, планировал занять Балтийский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). В этих помещениях с 2015 года проводят работы по восстановлению (они прерывались из-за дела о хищении средств на реставрацию объектов культурного наследия). Сам филиал до 2020 года находился в ведении государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, а теперь перешёл к Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
По словам директора Балтийского филиала ГЦСИ Елены Цветаевой, предоставленные помещения в «Кронпринце» остались в ведении РОСИЗО. Работы по реконструкции и реставрации полностью не завершены. «На мансарде, площадь которой составляет 1450 квадратных метров, они закончены примерно на 90 процентов. Сейчас мы формально не можем никак управлять этим процессом, но, конечно, периодически появляемся там, смотрим, как они проводятся. Со стороны заказчика работы контролирует технический надзор. Насколько мне известно, подрядчик очень хочет завершить их до конца 2020 года в соответствии с инженерным и архитектурным проектом», — рассказала Цветаева.
Балтийский филиал ГЦСИ рассчитывает, что помещения за ними сохранят. Руководитель учреждения заверила, что музей изобразительных искусств имени Пушкина принимает участие в переговорах о дальнейшем развитии казармы. «„Кронпринц“ присутствует в нашей повестке, и директор ГМИИ Марина Девовна Лошак видит „Кронпринц“ как пространство, где должен быть Балтийский филиал Пушкинского музея. Для ГМИИ интересно и важно не только развитие всего комплекса, но и территории вокруг него. Понятно, что к памятнику необходимо удобно подъезжать, безопасно подходить и находиться внутри, нужна продуманная навигация, освещение, благоустройство», — пояснила Цветаева.
Руководство музея, по её словам, готово представить концепцию на те площади, которые учреждение видит в своём управлении. «Этот вопрос необходимо обсуждать и с администрацией Калининградской области, и с министерством культуры РФ. У нас в городе появляется много площадок, которые по-разному интересно развиваются. Большие надежды, что и „Кронпринц“, как современный музейно-выставочный и образовательный центр, наполненный живой творческой энергией, тоже будет достойно представлен на культурной карте города, региона и нашей большой страны», — добавила Елена Цветаева.
В Калининградском казачьем институте технологий и дизайна отказались комментировать планы властей по дальнейшему развитию казармы. «Есть вышестоящее руководство в Москве, которое решает все эти вопросы», — пояснила директор института Валерия Потапова.
Сегодня у «Кронпринца» есть три оператора: РОСИЗО, федеральное агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК), которые относятся к Минкульту РФ, и филиал МГУТУ имени Разумовского, подведомственный министерству науки и высшего образования РФ. Агентство предоставляет в аренду остальные помещения казармы. В них сейчас располагаются недействующая редакция газеты «Тридевятый регион», ночной клуб, стоматология и другие небольшие организации.
Бывший губернатор Николай Цуканов заявлял о намерении решить вопрос с передачей «Кронпринца» в областную собственность, чтобы привлечь средства на сохранение объекта. В июле 2014 года эту тему затрагивали на заседании совета по культуре. (Примерно за год до этого областное УМВД отчиталось, что обнаружило в помещениях казармы общежитие для гастарбайтеров и нелегальный магазин.) Но перевести памятник в региональную собственность оказалось непросто из-за сложной ситуации с арендаторами. «У нас была возможность получить федеральные деньги на этот объект под строительство культурного центра. Федеральная программа была. И мы вместо этого были вынуждены направить эти деньги на строительство центра в Гурьевском районе. То есть там, конечно, полная вакханалия с арендаторами. Половина здания рушится, пустует», — констатировал тогда Николай Цуканов.
Агентство по управлению и использованию памятников курирует и бастион «Грольман». Два с половиной года назад Минкульт РФ рассчитывал, что в историческом объекте появится гостиница. «В ближайшее время будет объявлен конкурс в рамках федеральной программы „Аренда за рубль“. Передача арендатору и будущая функция — скорее всего, это будет отель», — сообщал в марте 2017 года бывший руководитель агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Олег Рыжков.
Однако найти арендатора долгое время не получалось из-за отсутствия интересантов. В феврале 2018 года стало известно, что договор заключают с компанией «Бриз» из Санкт-Петербурга, которая оказалась единственным участником торгов. Фирма получила «Грольман» в аренду на 49 лет за 49 рублей. Она должна была за два года подготовить проект по сохранению бастиона, после чего в течение пяти лет провести реставрацию памятника.
Сейчас никаких работ на территории «Грольмана» не ведётся, бастион закрыт. Вокруг него размещены нестационарные конструкции, в которых находятся сауна, пекарня и автосервис по замене масла. О том, как идут дела у нового арендатора бастиона, региональные власти до недавних пор почти ничего не сообщали.
Тем временем в компании «Бриз» утверждают, что пытались приступить к работам по сохранению объекта и подвести необходимые коммуникации, но «столкнулись с жёстким противодействием» со стороны областного правительства и АУИПИК. По словам исполнительного директора Всеволода Васильева, «Бриз» пытался связаться с губернатором Антоном Алихановым по поводу сложностей «с рядом монополистов» при подключении воды и канализации. «Кроме этого, мы хотели как минимум ознакомить его с концепцией по сохранению памятника, с тем, что там будет, хотели пообщаться. Обычно мы так в регионах делаем», — пояснил Васильев.
Однако организовать встречу с главой региона компании, как говорит её представитель, не удалось. «Мы писали запрос в электронную приёмную, звонили в секретариат. Нам отказывают. Видимо, это связано с тем, что когда мы выиграли конкурс, к нам подошли люди и сказали, что мы очень огорчили вашего губернатора, потому что он хотел бы этим объектом заниматься лично», — предположил представитель арендатора. В компании заверяют, что разработали проект сохранения «Грольмана», но не получили согласования от агентства по управлению и использованию памятников. Объект собирались приспособить под многофункциональный центр. «В первом ярусе планировалось выставочное пространство, во втором — open space с размещением там офисов IT-компаний и прочих технологических компаний. Также планировалось большое пространство под конференц-зал, на территории — концертные площадки и прочие интересные моменты», — уточнил Всеволод Васильев.
Концепцию приспособления бастиона (имеется в распоряжении редакции «Нового Калининграда») разрабатывала калининградская компания «ЭкспертПроектРеставрация». На неё, а также на разработку проектной документации и подключение коммуникаций «Бриз», как утверждает Васильев, потратил 15 миллионов рублей. Однако разрешения на проведении работ АУИПИК не выдал.
«Сейчас АУИПИК подаёт к нам иски о расторжении договора аренды на основании того, что мы якобы не выполнили условия по проектированию документации по сохранению памятника. Хотя условия выполнены», — отметил представитель арендатора. (Согласно информации в картотеке Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в ноябре 2020 года агентство по управлению и использованию памятников действительно подало иск к компании «Бриз», но его содержание неизвестно. Арендатор же в марте подал иск к агентству, в котором попросил обязать ведомство принять разработанный проект по сохранению памятника.) «Новый Калининград» направил запрос в агентство с просьбой разъяснить ситуацию.
В пресс-службе областного правительства сообщили, что создание проекта по сохранению бастиона было запланировано на 2016-2018 годы, но кто должен был заниматься этой работой, не уточнили (по официальным данным, компания «Бриз» получила исторический объект в аренду только в 2018 году). Проект по приспособлению «Грольмана» под современное использование, как утверждают чиновники, в областную службу охраны памятников не поступал. В ведомстве видели лишь несколько концепций, «которые не были согласованы».
Арендатор дальнейших планов по сохранению «Грольмана» не строит. «Готов проект. Дайте разрешение и пустите людей на стройку... В кулуарах говорят: „Стоит задача у вас отнять этот объект и передать другим“. Но невозможно быстро с нами расторгнуть договор и кому-то это передать. Это будет опять аукцион и прочее. И памятник ещё 20 лет будет стоять неотремонтированным. На сегодняшний день есть проект, есть мы, которые заинтересованы в том, чтобы его восстановить. Творится просто форменное безобразие», — заключил Всеволод Васильев.
«Грольман», как и «Кронпринц», пытались перевести в региональную собственность, чтобы «там из магазинов и складских помещений появилась современная туристская инфраструктура». Четыре года назад власти сообщали о планах включить бастион (вероятно, вместе с казармой) в туристический маршрут от Закхаймских ворот до башни Врангеля.
Текст: Елена Калугина. Фото: Денис Туголуков / Новый Калининград