Выставка «Сокровища музеев России» открывается в Калининградском музее изобразительных искусств 12 июня. В течение полутора месяцев калининградцы смогут бесплатно увидеть работы Ивана Шишкина, Натальи Гончаровой, Архипа Куинджи, Бориса Кустодиева и других русских художников, собранные из региональных музеев, сообщает корреспондент «Афиши Нового Калининграда».
Впервые «Сокровища музеев России» показали в ноябре 2018 года в московском «Манеже». 280 экспонатов для выставки собирали из нескольких десятков региональных музеев, что называется, от Калининграда до Владивостока. За 19 дней экспозицию увидели 250 тысяч человек. Этим летом выставка (а точнее несколько её усечённых составов) отправляются в тур по восьми городам страны. Первые в списке — Калининград и Тюмень.
В Калининградский музей изобразительных искусств привезли 46 картин. Среди них — «Валежник» Ивана Шишкина из галереи Курска, полотно «Книги одолели» Ивана Крамского, привезённое из Воронежского областного художественного музея, портрет великой княжны Ксении Александровны Валентина Серова, который хранится в Псковском музее-заповеднике, портрет Леонида Андреева из Омского музея изобразительных искусств. А ещё работы Василия Тропинина, Архипа Куинджи, Бориса Кустодиева, Николая Крымова, Игоря Грабаря, Петра Оссовского, Дмитрия Жилинского, Юрия Пименова, Натальи Гончаровой и др.
По словам научного редактора проекта «Сокровища музеев России» Ивана Привалова, отбором картин для выставки занимались сотрудники Третьяковской галереи и Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. «Картины подбирались с таким расчётом, чтобы по ним можно было отследить историю последних столетий. Не только историю развития живописи, но и историю нашей страны, — отмечает Привалов. — Поэтому в картинах XVIII века можно увидеть портреты русских государей и поговорить о дворцовых переворотах, XIX век — это проблема освобождения крестьян. <...> Тот же [Василий] Тропинин только в 47 лет получил свободу, потому что поклонники его живописи чуть ли не с кулаками лезли на его хозяина графа Моркова, который не хотел отпускать художника. И однажды в качестве пасхального подарка он эту вольную дал. Дальше мы говорим о великих реформах Александра II и говорим о том, как это отражается в живописи: появляется возможность творить в более свободной форме, [появляются] художники-передвижники. Потом естественно [возникает] тема революции, социальных и культурных изменений на рубеже ХХ века. <...> А дальше уже расцветает авангард, связанный с раскрепощением ума и души. После мы входим в советскую эпоху, где доминирует соцреализм, дальше — суровый стиль. Как видите, по живописи очень несложно говорить о том, как развивалась наша страна».
Хронологически выставка охватывает период с конца XII века по середину ХХ: открывается парсуной «Димитрий царевич» из Переславского музея-заповедника и завершается работой «Русь» Бориса Лавренко из собрания местного Музея искусств. «Получается своеобразная перекличка начала и конца зала, — отмечает директор музея Галина Заболотская. — Мы начинаем с парсунной живописи, которая была ещё очень близка иконописи, и завершаем выставку картиной, символизирующей возвращение к духовным российским ценностям. На ней — знаменитая церковь Покрова на Нерли во Владимирской области. Это символ древней Руси, символ христианской веры для многих поколений русских людей. Работа написана в 1969 году. Это время, когда в культурный оборот, в жизнь советских людей возвращаются церковные, религиозные и христианские ценности».
Как признаются организаторы выставки, доставить картины в Калининград было непросто из-за проблем с паромным сообщением между регионом и «материковой» Россией. Планировалось, что работы прибудут на несколько дней раньше, однако картины прибыли в музей только 10 июня, поэтому монтаж выставки проходил «в круглосуточном режиме».
Выставка «Сокровища музеев России» будет работать до 28 июля. Посетить её можно каждый день (кроме понедельника) с 10 до 18 часов. Возрастное ограничение — 0+.
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»