В среду, 16 декабря, представители Корпорации развития области решили презентовать журналистам и блогерам результаты обследования технического состояния Дома Советов. В этот же день на сайтах госкомпании и регионального правительства появился краткий обзор материалов, представленный московским «Научно-исследовательским центром „Строительство“» — с этой компанией в декабре прошлого года заключили контракт на 19,7 миллиона рублей. «Новый Калининград» публикует основные выдержки из документа.
История Дома Советов начиналась с конца 1960-х годов, когда по генеральному плану развития Калининграда была разработана концепция о создании общегородского центра вдоль реки Преголи и Нижнего пруда. Дом Советов с каскадом фонтанов должен был стать доминантой Центральной площади. Здание предназначалось для административных структур аппаратов Обкома КПСС (Южная башня) и Облисполкома (Северная башня).
Строительство здания «носило затяжной характер». Как полагают авторы, это могло быть связано с особенностями финансирования в советское время. Проект Дома Советов разрабатывала мастерская № 2 ЦНИИЭП зрелищных и спортивных зданий и сооружений им. Б.С. Мезенцева под руководством главного архитектора Юрия Моторина. В 1970 году специалисты СМУ-4 объединения «Калининградстрой» приступили к возведению объекта.
Строительные и отделочные материалы для Дома Советов поставляли из разных городов и республик СССР, а также из-за рубежа: металлоконструкции — из Белоруссии (города Молодечно), фанеру для опалубки железобетонных конструкций — из Финляндии, деревоалюминиевые окна — с подмосковного завода, построенного специально «под Олимпиаду-80», алюминиевые витражи — из Воронежа, облицовочный камень доломит — из Эстонии.
Авторы указывают, что, по некоторым утверждениям, к 1990 году здание было готово на 95%, но в связи с распадом СССР строительные работы приостановили. В результате Дом Советов «превратился в символ долгостроя и бесхозного ветшания». Во время презентации результатов обследования заместитель гендиректора Корпорации развития Владимир Фомин высказал мнение, что здание не находилось в такой высокой степени готовности. «Я ещё не видел ни разу здания в 95%-ной готовности, когда колонны, которые должны быть железобетонные, не были бы обетонированы, бог с ним уже оштукатурены — но хотя бы обетонированы. И таких колонн по зданию насчитывается куча, в том числе и балок двутавровых. Я не жил в то время, но мне как-то сложно предполагать, что здание было в 95%-ной готовности», — прокомментировал представитель корпорации.
Техническое состояние конструкций здания специалисты отнесли к категории «ограниченно работоспособного» с элементами аварийности. «Строительные конструкции имеют множественные дефекты и повреждения, снижающие их несущую способность, имеются аварийные конструкции, требуется проведение противоаварийных мероприятий и восстановительных работ в значительных объёмах. В существующем виде здание непригодно для дальнейшей безопасной эксплуатации и не отвечает требованиям статьи 6 Федерального закона № 384-Ф3 по механической и пожарной безопасности», — говорится в документе. К основным причинам возникших дефектов и повреждений специалисты относят низкое качество строительно-монтажных работ и строительных изделий, длительные климатические воздействия на конструкции незаконсервированного объекта в условиях морского климата, вандализм и последствия попыток реконструкции, которые предпринимали «промежуточные собственники объекта», с нарушением строительных норм.
Авторы утверждают, что при возведении Дома Советов «фактически выполнена имитация сталежелезобетонного каркаса стилобата». «Такая „экономия“ железобетона, возможно, и не повлияла бы на механическую безопасность здания в целом в случае успешного завершения строительства, так как при проектировании был заложен как минимум тройной запас прочности, однако после прерывания строительства без консервации и в условиях длительного 30-летнего воздействия климатических факторов (замачивание, замерзание, морской климат) состояние конструкций существенно ухудшилось вследствие интенсивного развития процессов коррозии металла», — отмечается в документе.
Геодезическая съёмка, как утверждают специалисты, показала отклонения, превышающие критерии строительных норм. В их числе:
— отклонения стеновых панелей от вертикали на фасадах здания;
— смещения осей балок относительно осей колонн и отклонения от симметричности большинства проверенных плит (более 90% конструкций);
— разности отметок противоположных торцов сборных балок каркасов высотных объёмов.
Не обнаружили при обследовании и «признаков ранее существовавшей полной отделки внутренних помещений и лестнично-лифтовых узлов». По их словам, в здании остались фрагменты плиточного пола, облицовки стен балконов доломитом, а колонн — белым мрамором. «В результате вандальных действий в период прекращения строительства утрачена внутренняя отделка практически всех помещений высотных объёмов здания Дома Советов, а также ранее смонтированное оборудование инженерных коммуникаций. Все виды внутренних инженерных систем и сетей по факту отсутствуют», — говорится в документе. Остекление оконных проёмов и балконов либо отсутствует, либо имеет стопроцентный физический износ, отмечают эксперты.
Большинство строительных конструкций, по утверждению специалистов, требует противоаварийных и восстановительных мероприятий. «Отсутствие в настоящий момент эксплуатационных нагрузок в здании Дома Советов является основным фактором безопасности от ЧС», — считают авторы.
Толщину навесных панелей на фасаде здания признали недостаточной для климатических условий Калининграда. Авторы указывают на необходимость дополнительного утепления наружных стен, чтобы они соответствовали требованиям законодательства в части энергетической эффективности зданий.
Восстановление Дома Советов, по мнению московских специалистов, потребует больших финансовых вложений (при этом экономические расчёты в опубликованном обзоре результатов обследования не приводятся). «Кроме того, реконструкция будет довольно длительным процессом, может затянуться на десятилетие в силу объективных причин, так как строительные и инженерные работы должны проводиться поэтапно и с определённой последовательностью операций из-за наличия аварийных элементов и аварийных зон здания, необходимости расчистки всех кирпичных заделок и продуктов коррозии со всех металлических поверхностей и элементов узлов сопряжения конструкций каркаса, детальным освидетельствованием их состояния после расчистки поверхностей», — полагают авторы отчёта. Руководитель работ по обследованию здания Ирина Кузнецова в беседе с журналистами и блогерами высказала ещё более пессимистичный прогноз. «Теоретически сохранить Дом Советов, конечно, можно, но если посчитать экономическую целесообразность, то это будет будет как минимум в четыре-пять раз дороже, а по срокам — около 20 лет. Сейчас конструкции находятся в аварийном состоянии, и восстановление тоже связано со всякими опасностями», — заключила специалист.
В августе губернатор Антон Алиханов заявил о планах провести «серьёзный демонтаж» Дома Советов за счёт инвестора. Примерно за год до этого власти выкупили здание. 99% соответствующей компании перешло к Корпорации развития Калининградской области, 1% — к Региональной энергетической компании. Обе структуры являются «дочками» областного правительства. В июле 2020 года на территории, прилегающей к Дому Советов, начались археологические раскопки.
Сроки демонтажа оценивают в один год. «Разбирать здание можно кранами, а можно взрывать. Взрывать будет быстрее», — отметила Ирина Кузнецова. Как сообщил накануне глава Корпорации развития Калининградской области Андрей Толмачёв, госкомпания продолжает вести переговоры с несколькими инвесторами о заключении контракта на снос и строительство на его месте нового здания, а также о застройке прилегающей территории.
Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград