Когда возникает необходимость написать колонку про очередной приступ кадровой чехарды в областном правительстве, всегда велик соблазн сравнить происходящее с игрой «горячие стулья». Играет музыка, вице-премьеры, министры и их заместители бегают по кругу. Потом музыка резко обрывается, и тот единственный, кому не хватило места, покидает правительство навсегда. С этим сравнением есть одна существенная проблема. Как показывает практика, стульев в областном правительстве становится не меньше, а больше. Причем у наиболее приближенных к губернатору особ вообще нет никакой необходимости бегать по кругу под музыку и без, так как их повысят при любом удобном случае без приложения особых усилий. Очередным таким удобным случаем оказалось завершение электорального цикла выборами две недели назад.
Произошло, собственно, следующее. Губернатор Антон Алиханов повысил своего близкого друга, министра экономики, промышленности и торговли Дмитрия Кускова до уровня вице-премьера. Потом повысил до уровня вице-премьера министра сельского хозяйства Наталью Шевцову и завершил серию повышений назначением экс-главы конкурсного агентства еще одним вице-премьером. Теперь у Алиханова восемь заместителей. Наконец, Алиханов понизил до уровня своего советника вице-премьера Наталью Сибиреву, но о ней чуть позже.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на эти «кадровые решения» — отсутствие в них публичной пользы. В повышении трех профильных чиновников областного правительства до уровня вице-премьеров есть польза для этих чиновников, но нет очевидных плюсов для области в целом, которая оплачивает весь этот банкет. Раньше Кусков занимался экономическим направлением, Шевцова — сельским хозяйством, а Дараселия госзакупками. Теперь они будут заниматься почти ровно тем же и, очевидно, с тем же усердием, но станут обходиться налогоплательщикам значительно дороже. В 2020 году, если отсеять членов кабмина с дополнительными доходами от продажи имущества, в среднем областной министр получал 3,3 млн руб. в год (275 тыс. в месяц), а вице-премьер — 4,4 млн руб. (363 тыс. в месяц). Поэтому весь великий замысел минувшей «административной реформы», вероятно, сводится простой формуле: «Дорогие, понимаю, что в наше непростое время выжить на 275 тысяч в месяц непросто, поэтому потерпите до выборов, а потом все будет у вас хорошо».
Отдельная проблема — сдвоенные должности, когда один и тот же чиновник является и министром, и курирующим этого министра вице-премьером. Алиханов ранее ввел такую должность для Натальи Ищенко, а теперь у нас появился самокуриующий министр-вице-премьер по сельскому хозяйству. Отдельный вопрос, зачем в области вообще нуны вице-премьеры по спорту и сельскому хозяйству. Обе эти отрасли — довольно специальные, не слишком многочисленные по числу подведомственных структур и вполне могут курироваться на уровне министерства или даже агентства. Но, конечно, приятнее называться вице-премьером (заместителем губернатора), а не каким-то главой агентства. Во многом именно поэтому мы и оплачиваем восемь заместителей Алиханова. В бытность Георгия Бооса, которого сложно назвать неуспешным или неэффективным губернатором, у главы региона было два заместителя: один — по «реальному сектору», другой — по социалке. И всем отраслям «народного хозяйства» кураторского внимания хватало с избытком.
Теперь по поводу Сибиревой. В Калининградской области есть серьезные проблемы с градостроительной политикой. Об этом открыто и с тревогой говорят местные профильные эксперты и сочиняет злободневные шутки в соцсетях общественность. Калининград и образованная им агломерация много лет динамично растут. Строительство приносит огромные деньги, которые открывают любые двери. Застройка становится масштабнее и агрессивнее. Это сильно раздражает горожан, желающих больше зелени и комфорта вокруг — вместо этого им подсовывают миллионы квадратных метров в жанре «гетто комфорт-класса» на каждом не застроенном ранее пятачке. Ценовое безумие последнего года способно принести области проблемы совсем иного качества. Недавно мы увидели проект макаровского микрорайона на Невского, который, по меткому замечанию архитекторов, «аморален», ничего не дает городу, и создает главным образом транспортные проблемы и миллиарды для застройщика. Так вот, Сибирева здесь ни при чем. Решение о том, чтобы разрешить высотную застройку в этой зоне рядом с индивидуальными жилыми домами принял лично Антон Алиханов. На постановлении стоит его подпись. У меня, как человека расследовавшего бюрократическое творчество Натальи Сибиревой, были претензии к ее работе в Росимуществе. Именно из подписанных ею бумаг вырос проект застройки Суздальского леса, поначалу активно поддержанный Алихановым. Проблема была не в том, что она делает в областном правительстве, а в том, как и почему она там оказалась с таким послужным списком «неудачных» для города приватизаций земли (в лесу, на Сельме, на набережной Верхнего озера). Можно ли поверить в то, что Сибирева сама принимала какие-то решения о застройке той или иной территории? Например, что именно она придумала и пролоббировала застройку Суздальского леса, а губернатор Алиханов блаженно полтора года пребывал в счастливом неведении? Конечно, нет. Все градостроительные полномочия были переданы правительству в 2017 году де факто на уровень губернатора. Он подписывает решения о том, чтобы изменить зону застройки или повысить допустимую этажность. Лично я не видел ни одного постановления правительства, подписанного Сибиревой. Разрешения на строительство подписывает глава агентства по градостроению, которая едва ли подпишет потенциально «взрывоопасный» документ, не согласовав его лично с губернатором.
Поэтому перевод Натальи Сибиревой на должность советника — это точно не борьба за качество градостроительной политики в области. Попытка заработать очки на «сливе» непопулярного чиновника, переложив на него всю ответственность? Может быть. Из ФСБ принесли, наконец, папочку, и им не отказать? Также очень может быть. Здесь, кстати, нельзя не вспомнить недавний «перевод» на «новое место работы» бывшего первого вице-премьера и друга губернатора Алексея Родина. Где же обещанное новое место работы? Или все-таки папочка?
То, что мы увидели сегодня в областном правительстве — не что иное, как заурядная бюрократическая импровизация на тему «как раздать из бюджета побольше денег приближенным и при этом слить „токсичный“ актив». Ну, и, конечно, тайминг вполне красноречив — хорошие вещи на «после выборов» откладывать не станут.
Вадим Хлебников