С 1 июля во всем городском транспорте Калининграда должны заработать системы электронной оплаты проезда. 601 новый валидатор уже куплен, на днях оборудование передадут перевозчикам. В мэрии утверждают, что все идет по графику, система точно заработает, пусть даже не сразу на все 100%.
Как теперь можно будет оплачивать проезд?
Как и раньше, у кондукторов и водителей, но разными способами. Во-первых, наличными. Их отменить не могут, это противоречит российскому законодательству. Во-вторых, с помощью любой банковской карты с чипом. В-третьих, мобильным телефоном и вообще всеми гаджетами, которые поддерживают технологию NFC и связаны с банковской картой — брелоками, браслетами, часами, кольцами и так далее. В-четвертых, специальной картой под названием «Волна Балтики».
Что такое «Волна Балтики»?
Это транспортная карта. Ее можно будет купить после 1 июля за 100 рублей. Карта сроком действия в 5 лет позволяет класть на нее деньги (до 15 тыс. рублей) и оплачивать с ее помощью проезд. Купить такие карты можно будет в офисе на ул. Ю.Гагарина, 103, и в семи киосках по городу (на остановках на 9 Апреля, у Центрального парка, Южного вокзала, гостиницы «Калининград», Фестивальной аллее, у Центрального рынка и «Киноленда» на Киевской). Бежать за транспортной картой сейчас смысла нет — контракт на их обслуживание еще даже не отыгран, сделать это планируется только в конце июля. Победитель торгов должен будет создать агентскую сеть пополнения транспортных карт примерно из 100 точек. Планируется использовать терминалы самообслуживания, киоски «Пресса», банкоматы и т.д. Кроме того, должна появиться возможность пополнить счет через «личный кабинет». Обещают, что это будет несложно.
А как же льготники?
Все льготы сохраняются, но чтобы продолжать ими пользоваться, придется получить транспортную карту вместо бумажного проездного. Всем льготникам города такие карты планируется бесплатно выдать до конца года. Но придется написать специальную анкету-заявление с указанием персональных данных. Посмотреть образец анкет, список необходимых документов и пунктов выдачи карт можно тут. Заявления на получение персонифицированных льготных карт уже написали 1100 жителей города. Транспортные карты для школьников оформляются через учебные заведения, уже принято более 29 тысяч заявлений от родителей учащихся, обработано около 8,5 тысяч. Количество поездок по карте не ограничено ни для школьников, ни для льготников.
Это усложнит льготникам жизнь?
В теории даже облегчит. Чтобы получить бумажный проездной билет, льготополучателям сейчас приходится каждый месяц с пакетом документов приходить в киоск, где продаются билеты. Для получения карты заявление нужно написать один раз, потом достаточно просто пополнять баланс. Электронная транспортная карта для льготников, в отличие от обычной, персонифицированная, то есть содержит ФИО, дату рождения, фотографию и наименование льготы. Отличаются такие карты от обычных (синих) и по цвету. Школьникам будут выдавать зеленые транспортные карты, многодетным родителям — фиолетовые, остальным льготным категориям — желтые.
Льготный проездной стоит 300-700 рублей, а в месяц будет 1-2 поездки, что делать?
Активация льготного проездного происходит в киоске, где выдается карта. Средства (300, 700 или 550 рублей в зависимости от льготной категории) сначала заносятся на электронный кошелек, а затем списываются, и происходит покупка проездного. Поэтому если поездок будет мало, явно не на 300 или 700 рублей, льготный билет можно просто не активировать. Тогда средства будут списываться за каждую поездку по обычному тарифу — 24 или 26 рублей в зависимости от класса автобуса. Хотя в этом случае, возможно, проще не заморачиваться с пополнением карт и платить в транспорте наличными или обычной банковской картой (той же самой картой «Мир»).
Я не льготник. Зачем мне покупать транспортную карту?
Короткий ответ — пока незачем. С 1 июля их можно будет использовать далеко не во всем общественном транспорте, только в маркированном специальной табличкой. Никаких бонусов и выгод использование такой карты сейчас не дает. Чтобы купить «Волну Балтики» или закинуть на нее деньги, придется идти в один из 7-ми киосков обслуживания. Пока система не отладится и не станет привлекательной для пассажиров, проще оплачивать проезд обычной банковской карточкой. Тем более что некоторые банки, например, возвращают кэшбек с поездок на городском общественном транспорте.
На какие виды транспорта будет распространяться система?
Абсолютно на все — автобусы большого класса, маршрутки, троллейбусы и трамваи. Вне зависимости от перевозчика. В больших автобусах и электротранспорте терминалы будут у кондукторов, в микроавтобусах — у водителей. В мэрии подчеркивают, что внедряемая система сможет интегрироваться с межмуниципальной, если власти региона решат ввести электронную систему оплаты и в областных автобусах. Кроме того, в течение месяца планируется обсудить с КЖД вопрос о том, чтобы картами «Волна Балтики» можно было расплатиться и за внутригородскую железнодорожную поездку.
Если валидатор сломается, сойдет ли автобус с линии?
В мэрии обещают, что нет, перевозчик не может снять автобус с линии из-за такой поломки. Более того, в период отсутствия валидатора на борту с пассажиров не имеют права брать плату за проезд. Городские власти купили резервные устройства на такие случаи, и оперативно доставить их на борт при необходимости замены — задача самого перевозчика. «Поэтому, если он будет долго везти валидатор, автобус так же долго будет возить пассажиров бесплатно», — пояснил глава транспортного комитета мэрии Олег Кутин. По его словам, это касается и автобусов муниципального «ГорТранса».
Будет ли стоимость проезда зависеть от способа оплаты?
Пока нет. Хотя городские власти не скрывают, что их цель — стимулировать максимальный переход на безналичный расчет, а в идеале — на «Волну Балтики», а проще всего этого добиться, сделав оплату проезда наличными невыгодной. Такой опыт применяется во многих городах, где электронная система оплаты уже внедрена. Однако в Калининграде тариф утвержден, и менять его не планируется ни в сторону снижения, ни в сторону увеличения. По крайней мере, ближайшие 4-5 месяцев, пока система не будет «обкатана».
Значит, кондукторы и наличные останутся, все в электронный вид не переведут?
Еще минимум год кондукторы из общественного транспорта никуда не денутся. К марту следующего года автобусы муниципального «ГорТранса» планируется оснастить стационарными валидаторами, убрать из них кондукторов, заменив контролерами на линии. Станут ли так делать частные перевозчики — неясно. Возможность оплаты наличными сохранится и у стационарных валидаторов, но эти аппараты не будут давать сдачу.