Накануне сити-менеджер Калининграда Елена Дятлова (формально ее в этой должности еще до конца не утвердили, но будем реалистами) впервые попыталась продемонстрировать, насколько хорошо знает город. Заодно рассказала о том, что собирается с этим городом делать.
Это была программная речь: к счастью, российскую власть цементируют ритуалы, так что даже безальтернативный конкурс на должность сити-менеджера вынуждает кандидатов как-то готовиться. Пусть последних оказалось ровно столько, сколько нужно, чтобы придать происходящему хоть какую-то легитимность. То есть двое. Составить компанию бывшему министру развития инфраструктуры делегировали Владислава Матвеева, директора с/к «Юность» и депутата горсовета. Спарринг-партнер настолько явный, что заострять внимание на его программе даже как-то неловко.
Елена Дятлова начала с того, что никогда не читала о Калининграде столько, сколько за последние недели подготовки к конкурсу. Признание символичное: отсутствие опыта муниципальной работы — самое уязвимое место градоначальницы, которой не дали шанса даже хоть сколько-нибудь его набраться. Стратегическое падение Дятловой на городской Олимп оказалось столь стремительным, что горожане не успели охнуть: между ее переходом в муниципалитет и назначением на должность врио главы администрации прошло 10 дней. Впрочем, сомневаться в способности бывшего «начальника транспортного цеха» развеять любые сомнения в своей легитимности не приходится. Елена Дятлова дважды четко артикулировала, что всю свою жизнь провела в Калининграде — стало быть, «право имеет».
Еще новая глава администрации показала хорошее знание истории. Со времен последней распри экс-мэра Александра Ярошука с очередным губернатором прошла почти эпоха, но память о «мифическом конфликте между городом и областью» (цитата по Дятловой) все еще живет, и поэтому его «нельзя эксплуатировать». С этим невозможно спорить, поскольку нельзя эксплуатировать конфликты 8-10-летней давности, участники которого давно зализали раны и разъехались в разные стороны — а ситуация в стране изменилась настолько, что даже гипотетически предположить возможность повторения подобного нельзя. Также, по словам сити-менеджера, «не должно быть никаких кланов» — опять же, от последнего клана в лице экс-супругов Мухоморов в бывшей мэрии не осталось и запаха, с этим наследием своего предшественника прекрасно справился еще Алексей Силанов.
Буквально несколько слов о социалке — ее незнание еще одно «узкое место» сити-менеджера. Каким-то образом она собралась поднимать престиж представителей бюджетной сферы; интересно будет на это посмотреть. Сообщила, что мелочей для нее не существует и что даже лавочки у подъездов таковыми не считает. Рассказала, что пришлось завести аккаунт в «Инстаграм». Алексею Силанову для обратной связи вполне хватало «Фейсбука», но, как говорится, все мы люди и все понимаем, при Ельцине вон в теннис было модно играть. Вскользь упомянула о предстоящих кадровых перестановках. Расшифровывать не стала, вопросов ей на этот счет не задали — хотя первый уволившийся уже пошел, и вслед за ним явно последуют другие. Те, кто слушал последнюю онлайн-трансляцию оперативки в горадминистрации, наверняка обратили внимание на жесткий тон, с которым врио главы администрации обращалась к некоторым новообретенным подчиненным. Надо понимать, что «перевал Дятловой» пройдут не все — а в региональном мининфраструктуры, которым она руководила раньше, кое-кто уже готовится переезжать на площадь Победы.
Были сделаны традиционные реверансы в сторону защитников брусчатки (которые тоже довольно давно растворились в суете бренного мира) — но с необходимой оговоркой в виде «сохранения здравого смысла» (то есть исчезновение брусчатки продолжится). Без оговорок — в сторону защитников калининградского трамвая, которые «могут не переживать, я в ваших рядах». Его глава администрации Калининграда намерена сохранить минимум как исторический объект, но собирается добиваться денег на развитие сети — не то чтобы это какое-то большое откровение, с подобной мантрой выступал даже вышеупомянутый Ярошук, который, собственно, трамвай и загубил. Прозвучало и сакральное про «город-сад», каковым Калининград был в детстве сити-менеджера, но здесь уже обошлось без всяких реверансов: местные защитники насаждений — как правило, люди бескомпромиссные, заявить себя как в качестве их сторонника было бы слишком смело.
Естественно, много говорилось о развитии транспортной инфраструктуры: реконструкции улиц в бывшем Балтрайоне, ПСД для расширения Советского проспекта и т.д. То есть здесь тоже не будет никаких революций и поворотов в сторону «нового урбанизма» — речь идет по-прежнему о городе для автомобилистов, но не для пешеходов.
Впрочем, и ждать чего-то другого от бывшего «министра дорог» вряд ли стоило. Да и не стоило в принципе — ведь очевидно, что все решения о том, каким быть Калининграду, уже давно принимаются не в его администрации. И озвучиваются не ею.
Оксана Ошевская