«Надя» добила: геоэколог о последствиях штормов для калининградского побережья

05.02.2022 6:29 1

«Надя» добила: геоэколог о последствиях штормов для калининградского побережья

Один за другим в Калининградскую область ворвались несколько циклонов. «Эльза», «Герхильд» и «Мария» валили деревья и рекламные щиты, но самой разрушительной оказалась «Надя». Шторм терзал променады в приморских городах, разбивал берегозащитные тетраподы, вырывал деревья с корнями и уничтожал дюны на Куршской косе. «Новый Калининград» поговорил о последствиях стихии с кандидатом географических наук, доцентом НОЦ «Геоэкологии и морского природопользования» Института живых систем БФУ им. И. Канта Николаем Беловым.

— Насколько серьёзны последствия штормов для побережья Калининградской области, в частности, для Куршской косы?

— Серия прошедших в январе штормов действительно принесла много бед. Куршская коса как аккумулятивное образование понесла потери не только на российской части. На литовской, безусловно, произошло то же самое: пляжевая зона стала меньше, разрушилась эоловая подушка или, как её ещё называют, эмбриональная дюна. Произошло частичное обрушение самого тела авандюны. К сожалению, комбинация штормов привела к таким негативным последствиям, но назвать это катастрофой нельзя.

— И всё-таки разрушений на этот раз больше, чем мы привыкли наблюдать в последние годы?

— Да, разрушения, которые принесла «Надя», сопоставимы с последствиями «Феликса» в январе 2015 года.

— А со штормом 1983 года, когда коса на время превратилась в остров, можно сравнить «Надю»?

— Нет, шторм 1983 года — это очень редкое явление, которое происходит примерно раз во 50-100 лет. И он был, конечно, катастрофичен. «Надя» оказалась не настолько страшна. Шторма такой силы, как «Надя» — не редкость, но тут совпали несколько факторов: сила шторма, его направление и уже прошедшая серия штормов до него. Всё это привело к очень негативным последствиям. Жанна Ивановна Стонт из Института океанологии Ширшова отмечает, что шторма северного направления, а это был именно такой, становятся у нас частыми гостями.

— И именно северные шторма для нас оказываются наиболее разрушительными?

— Да, чем больший путь проходит шторм, тем большую он набирает силу. Плюс череда предыдущих штормов вызвала нагон, поднялся уровень воды в море, пляжевая зона стала меньше и лишилась своих защитных функций. «Надя» стала добивающей — мы получили то, что получили. Последствия у ветра другого направления тоже были бы, но менее разрушительные.

— Человек в силах эти разрушения предотвратить? Можем мы как-то подготовиться?

— Полностью нивелировать воздействие штормов невозможно. Это природный фактор, который нужно обязательно учитывать, но полностью предотвратить последствия от прохождения штормов нельзя. На текущий момент нет таких технологий. Снизить воздействие — да, предотвратить — нет.

«Надя» добила: геоэколог о последствиях штормов для калининградского побережья

— Как мы можем снизить воздействие?

— Есть комбинация факторов — берегозащита и берегоукрепление, но надо понимать, что это не синонимы. Это разные комплексы гидротехнических мероприятий, которые преследуют несколько разные цели. Они сейчас проводятся, но на всём побережье сделать это невозможно — слишком дорого и нецелесообразно. Мы должны понимать, что есть естественные природные процессы — где-то убывает, где-то прибывает. Это было тысячелетия до нас, будет тысячелетия после нас. Надо определять участки, которые наиболее популярны у населения, где люди чаще всего отдыхают, и проводить там эти мероприятия. Берегозащита и берегоукрепление работают. Может, не так быстро, как хотелось бы жителям и гостям региона, но работают.

— С бунами или без них зимние шторма всё равно разрушают морские променады.

— Давайте вспомним, как выглядел пляж Зеленоградска до установки пескоулавливающих бун. Там его практически не было: каменная отмостка и узкая полоска песка. Мы уже привыкли к тому, что буны сработали, и стала нарастать более широкая пляжевая зона. Воспринимаем это как данность, как будто так было всегда. А ведь пляж нужен не только для отдыха, он выполняет ещё и берегозащитные функции. Если бы бун и пляжа не было, то разрушения променада были большими. Несколько лет назал шторм проломил променад в Светлогорске. Тогда пляжа там, как многие говорили, не было. Соответственно, ударная энергия волны была направлена от отбойной стенки вверх, и проломила променад.

— А как можно спасти прикорневую часть Куршской косы?

— Есть проект, который предусматривает продолжение выставления бун для защиты первого километра Куршской косы. Когда это будет реализовано, они будут работать, и мы, в принципе, забудем о подтоплении прикорневой части. Там также предполагается поднятие дороги. Это не быстро и дорого. Надо понимать, что первый километр Куршской косы — это низина, причем торфяник, бывший пролив Брокист. Морфологически он находится ниже, подтапливаться он будет всегда, но меры, которые собираются предпринимать, помогут величину этого подтопления снизить. Тогда через какое-то время туристы и обыватели уже не заметят этих проблем.

— Как будет меняться авандюна Куршской косы в ближайшие годы? Можно сейчас дать оценку в динамике?

— Если продолжатся комбинации штормов, сразу несколько подряд, то тогда действительно стоит бить некую тревогу. Это опасно. К сожалению, последний шторм за один день уничтожил четыре-пять лет работы человека и природы на многих участках косы. Если мы не будем исходить из самого негативного сценария и такой комбинации штормов не будет, а мы вернемся к нашей привычной осенне-зимней ненастной погоде, ничего критического не произойдет. Начнётся выравнивание склона под естественными гравитационными процессами. Вдольбереговые течения и ветро-волновая деятельность потихоньку начнут процесс восстановления, но меры по берегозащите и береговосстановлению необходимы.

Беседовала Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Региональные власти выделили ещё 200 млн руб. на благоустройство острова Канта Песков о гибели Зиничева: «Есть одна реальная версия» Мэрия получила разрешение на строительство корпуса школы на Каштановой Аллее Кропоткин: дайте мне название детского сада, в который можно свободно пройти Вечерний @Калининград: тайна Заливатского, светлогорская разборка и киноденьги

Лента публикаций