По оценкам Счетной палаты РФ, доля государства в российской экономике росла на протяжении последних 20 лет и продолжит расти в обозримом будущем. Федеральная антимонопольная служба заявляла, что, по экспертным оценкам, она уже приблизилась к 70%. При таком вмешательстве госорганов в сферу производства товаров и услуг для многих предпринимателей ключевым становится вопрос о том, как встраиваться во все более государственную экономику. Основным шлюзом в нее является система госзакупок. О том, какие неприятности ждут предпринимателей в начале работы на госзаказе и как их избежать, рассказывает специалист по судебным спорам, связанным с госзакупками, компании «Солнцев и партнеры» Татьяна Стецура.
Срок включения в РНП составляет два года. Это сопоставимо со средним сроком судебного разбирательства в нескольких инстанциях. Иначе говоря: если вы правы, а заказчик нет, вас все равно отстранят от госзаказа на два года и суд вам не поможет, потому что вы не успеете пройти несколько инстанций в разумные сроки, а вероятность, что вам сразу повезет с независимой и беспристрастной судьей в первой инстанции, очень низка. Доля судебных решений по исключению из РПН в пользу предпринимателей очень мала и составляет менее 10%. Поэтому мы, как правило, рекомендуем нашим клиентам не идти на конфликт с заказчиком и помогаем решать проблему путем переговоров. Аргументы в их пользу тоже вполне можно найти, если глубоко погружен в проблему закупок.
Часто среди предпринимателей-поставщиков встречаются «крепкие хозяйственники» или просто юридически грамотные люди, уверенные в своей правоте и готовые судиться. Но когда им рассказываешь, как на практике работает законодательство о госзакупках в УФАСе и судах, они бывают шокированы. Впрочем, инструментарий для отстаивания их интересов все же есть и при соблюдении определенных условий его удается успешно применять.
В моей практике недавно был случай успешного досудебного разрешения спора с госзаказчиком. Все шло гладко, пока на финальном этапе заказчик не заявил, что отказывается подписывать акты, а уже состоявшаяся приемка была, по его словам, «ни о чем», и такой товар ему не нужен. Поставщик оказался в тяжелом положении: деньги на товар потрачены, товар соответствует техзаданию и уже поставлен заказчику, но от подписания акта приемки он отказывается, более того — угрожает включить в РНП. Поставщик обратился в нашу фирму, и мы начали разбираться в ситуации. Как удалось выяснить, заказчик некачественно составил техзадание и фактически заказал не тот товар, который ему был действительно нужен. Понял он это только на этапе приемки и хотел свою ошибку списать на действия «недобросовестного поставщика». Мы решили действовать экстренно и по всем направлениям: в течение трех дней направили претензию заказчику, жалобу в УФАС и следом иск в суд. Заказчик не ожидал такого форсированного развития событий, видимо, полагал, что будет больше «времени на раскачку» и давление, в результате после нескольких телефонных переговоров со мной он довольно быстро согласился на заключение мирового соглашения. Таким образом, товар был принят и оплачен без единого судебного заседания.
Далеко не все заказчики бывают такими «пугливыми» и сговорчивыми, поэтому выбор юридической стратегии всегда индивидуален и зависит от откровенности и полноты рассказа наших клиентов.
Разборные конюшни
Один мой клиент из другого региона заявился на господряд по поставке «сборно-разборных» конюшен. Когда контракт был заключен, выяснилось, что схемы-проекта для строительства конюшен нет и строить предлагается на самом деле не «сборно-разборный» объект, а полноценные капитальные строения с заливкой фундамента. Просто заказчик не хотел проходить более жесткую и длительную систему согласований для капитальных строений и написал в техзадании, что предметом «поставки» (а не строительства) являются «сборно-разборные конструкции». На деле выяснилось, что параметры техзадания являются невыполнимыми, потому что заявленное количество денников (стойл) физически не помещается в габариты конструкции.
В итоге клиент поддался давлению заказчика и предпочел договориться: заказчик пообещал ему, что закроет глаза на срыв сроков по контракту, а подрядчик взамен разработает проект и учтет не прописанные в закупке дополнительные «хотелки» заказчика. Подрядчик со своей стороны выполнил все капризы заказчика, за счет чего ушёл в миллионный убыток, а заказчик после приемки отказался оплачивать даже те деньги, которые были прописаны в контракте — вычел из цены контракта неустойку за срыв сроков в размере ⅔ от цены, то есть нарушил джентельменское соглашение. И только на этой стадии клиент понял, что следует обратиться к юристу. После долгого и сложного судебного спора мне удалось доказать правоту подрядчика, но клиент все равно остался в минусе. Поэтому перед участием в закупке следует максимально детально изучить реалистичность и выгодность поставки предмета закупки. А если вы всё-таки заключили неисполнимый контракт, идите к юристу, а не к заказчику. Если бы клиент из приведенного примера пришел ко мне сразу после заключения такого контракта, я бы его убедила расторгнуть контракт в одностороннем порядке через суд, а не исполнять то, что исполнить невозможно, да ещё и себе в убыток.
В процессе исполнения закупки важно не идти на конфликт и договариваться с заказчиком, но при этом грамотно фиксировать договоренности. В моей практике был случай, когда госструктуры закупили топливо для обогрева в зимний период. Подрядчик подписал контракт, но зима оказалась слишком холодной, и указанная в контракте марка топлива не подошла по морозостойкости. Чтобы потребители не замерзли зимой, поставщик, доплатив свои деньги, закупил более морозостойкое топливо. Об этом они договорились с заказчиком, который был прямо заинтересован в том, чтобы ресурс для отопления был пригоден в суровые зимние температуры, но побоялся вышестоящего начальства и не стал оформлять допсоглашение с фиксацией изменений марки топлива.
В итоге отопительный сезон прошел без ЧС, заказчик «выдохнул с облегчением», но нашлись конкуренты нашего клиента, которые написали заявление в полицию о несоответствии марки поставленного топлива условиям контракта, и подрядчик оказался под угрозой уголовного преследования. Этого риска можно было избежать, если бы подрядчик своевременно обратился к нам и зафиксировал согласие заказчика на бумаге через подписание соглашения о поставке товара с улучшенными характеристиками.
Сфера госзакупок полна юридических тонкостей, подводных камней и негласных договоренностей. Поэтому, чтобы мучительно не выбираться из РНП и не заниматься подневольной благотворительностью в пользу заказчика, рекомендуем в спорных ситуациях обращаться за консультацией к профессионалам, не дожидаясь развития конфликта и наступления финансовых и репутационных последствий.