В Калининграде, как и во всей Росиии, вторые выходные подряд проводят не согласованные с властями акции протеста, поводом для которых послужило задержание Алексея Навального. Вопреки погодным и политическим прогнозам, а также «превентивным» задержаниям, второе шествие, переходящее в митинг, оказалось массовым. По нашим довольно субъективным оценкам участие в нем приняли 600-800 человек, хотя полиция дает официальную цифру в 250 участников. За действиями протестующих и полиции наблюдали и корреспонденты «Нового Калининграда».
Как и неделей ранее, торговый центр «Плаза» перед началом шествия послужил укрытием для его участников. На улице валил густой снег, и перед зданием к полудню стояло лишь человек 200. Уже когда толпа двинулась в сторону улицы Театральной, стало ясно, что людей существенно больше — когда «голова» протестной колонны подошла к перекрестку с Барнаульской, ее «хвост» по-прежнему был в районе «Плазы».
Скандируя уже привычные лозунги «Раз, два три, Путин уходи», «Жулики и воры, пять минут на сборы», «Пока мы едины, мы непобедимы», колонна протестующих прошла по Ленинскому проспекту и Театральной к зданию областного правительства на улице Дмитрия Донского. Там их ждал сюрприз — «красный дом» окружили переносными заборами и сотрудниками полиции, на земле лежали спиленные ветки, видимо, намекавшие на некие срочные воскресные работы по обрезке деревьев. Напротив входа в здание стояли автокран и машина, откачивающая канализационные стоки. Какие срочные работы имелись в виду в этом случае, осталось загадкой.
На Дмитрия Донского колонна задерживаться не стала — ее авангард двинулся в сторону площади Победы, аккуратно останавливаясь перед каждым светофором. Многие автомобилисты, как и в прошлую субботу, активно поддерживали протестующих: то высигналивали им футбольные ритмы, то приветственно махали через открытые окна машин. Прохожие реагировали по-разному: кто-то подбадривал, кто-то кричал неодобрительное «бездельники» и «совести у вас нет».
«Хвост» колонны еще был в районе Дмитрия Донского, а на площади Победы уже начался импровизированный митинг. Перед акцией местный штаб Навального оказался практически «обезглавлен»: нескольких активных сторонников оппозиционера, как и некоторых представителей «Яблока», арестовали. Еще несколько активистов силовики «увели» с площади в самом начале мероприятия. Так что митингующим по большей части пришлось самоорганизовываться, и в целом у них это получилось.
Почти сразу задержали шедших в авангарде активистов Ивана Лузина, Анастасию Нехаеву и Петра Зуева. «Я стоял на чаше фонтана с мегафоном. Говорил что-то про свободный микрофон и кричал про „Путин — (полностью привести цитату „Новому Калининграду“ не позволяет российское законодательство)“. Подошли сотрудники, спустили и увели меня. Добрые люди попытались не пустить уводить меня. Попросил их не делать этого», — рассказал журналистам Лузин уже из отдела полиции.
Пенсионер Петр Зуев с полицейскими идти отказывался и требовал объяснить причины своего задержания. Силовики заявили, что пожилой мужчина выкрикивал некие лозунги и вообще активно участвовал в незаконном мероприятии. В целом они вели себя с Зуевым достаточно корректно, усадили в полицейскую машину и увезли в отдел.
Основная часть силовиков собралась на краю площади со стороны храма Христа Спасителя. Они почти не вмешивались в действия протестующих, но периодически врывались в толпу, чтобы выхватить очередного активиста. Среди митингующих ходили сотрудники «в штатском», снимали лица и действия горожан на камеры мобильных телефонов. Толпа довольно легко вычисляла их — те сильно выделялись из общей массы благодаря нарядам в стиле «Россия — для грустных». Кто-то из активистов даже попытался поговорить с одним из предполагаемых переодетых «сотрудников», но он быстро ретировался куда-то за спины ОМОНа.
В какой-то момент молодежь затеяла хоровод вокруг стелы, люди веселились и кричали «Аквадискотека», «Один за всех, и все за одного». Закончился хоровод задержанием регионального координатора «Открытой России» Вадима Хайруллина. Его задерживали и на акции в прошлую субботу, и это именно к нему с предостережениями приходили сотрудники прокуратуры.
Толпа на площади продолжала рядеть, но активное ядро, явно раззадоренное задержаниями, развернулось в сторону собравшихся у храма силовиков. Люди встали напротив сотрудников Росгвардии и стали кричать «Отпускай», «Позор», «Всех не посадят», «Это мирный протест», «Мы не боимся». Гвардейцы в ответ развернули в сторону протестующих мегафон, громко предупреждающий об ответственности за участие в несанкционированной акции протеста. Активных действий ни те, ни другие не предпринимали.
Своеобразное «противостояние» продолжалось около получаса. Наконец один из протестующих принес откуда-то букет хризантем, встал на колено и попытался вручить цветы росгвардейцам. Букет люди в шлемах не приняли и молодой человек «посадил» цветы в снег перед шеренгой силовиков. Те сначала молча взирали на «подарок», потом вдруг сделали всей колонной несколько шагов вперед, надвигаясь на протестующих. Те отпрянули назад, но не разомкнули рядов. Букет цветов при этом не пострадал и благополучно дожил до окончания акции.
Самая серьезная опасность — и для участников акции, и для силовиков — как оказалось, таилась в самом неожиданном месте: композиция «роза ветров» на площади в снегопад стала коварной ледовой ловушкой. На ней неоднократно падали и протестующие, и ОМОН, и даже случайно оказавшиеся на площади прохожие. Причем, подняться на ноги в пределах скользкой композиции было совершенно невозможно — людей чуть ли не за руки вытягивали за пределы этой западни.
Активисты, вероятно, понимали, что силовики начнут их задерживать при попытке покинуть площадь, поэтому расходились осторожно. В какой-то момент перед группой молодежи встали две пенсионерки, сцепили руки и заявили росгвардейцам, что если те хотят кого-то «выхватить из толпы», то пусть их, пенсионерок, и выхватывают. И пообещали, что проводят ребят с площади, «чтобы они вас, сынки, не похватали». Молодые люди так и ушли, обняв за плечи двух пожилых женщин, которые взялись обеспечить их безопасность. Однако отважных пенсионерок на всех не хватило, и после окончания акции по периметру площади начались новые задержания.