Партия власти накануне самых ответственных для нее выборов за последние годы (Госдума, облдума и горсовет Калининграда) решила ударить в самое сердце своей электоральной базы — увеличить финансовую нагрузку на пенсионеров. С 1 февраля для отдельных групп пожилых людей вводится лимит на число поездок в Калининграде по проездному. Если они совершают больше 2 поездок в день (что при пути с пересадкой вполне вероятно), то должны оплачивать проезд по полной стоимости. Объяснения председателя горсовета и главного калининградского единоросса Андрея Кропоткина последовали странные: они там что-то посчитали, и оказалось, что 60 поездок в месяц «абсолютно достаточно» для многих пенсионеров. Денег в городе на содержание транспорта не хватает, поэтому в качестве альтернативы могли бы поднять цену проездного для пенсионеров в два раза или еще раз поднять цену на проезд в транспорте для всех.
Стоп. Если альтернативами введения лимитов были резкое повышение цен на проездные или второе за полгода серьезное увеличение цен на проезд для всех, то сколько единороссы собираются собрать дополнительно денег с пенсионеров, которые каждый день с пересадкой ездят посидеть с внуками? Разве поездки на общественном транспорте являются прерогативой богатых? Вообще-то наоборот. Единороссы хотят пересадить пенсионеров на велосипеды? Пусть сначала сами попробуют ежедневно зимой добираться на работу на велосипеде по центральным улицам Калининграда.
Когда я услышал мотивировку калининградского секретаря «ЕР» о введении лимитов, то очень удивился. Зачем признавать тот факт, что вы перед выборами хотите собрать с пенсионеров больше денег, если можно просто сказать, что «у нас тяжелая эпидемиологическая ситуация, мы страшно переживаем за здоровье пенсионеров, и поэтому вводим лимит, чтобы они сидели дома». Это было бы неправдой, но кто ждет правды от единороссов на протяжении последних десяти лет? Впрочем, с идеологической работой у партии власти проблемы далеко не первый день. Недавно в каком-то смысле идеолог «Единой России» на местном уровне, калининградский политтехнолог Алексей Высоцкий написал, что если бы советские власти вступали в активный диалог общественностью, то не построили бы 28-этажный Дом Советов. Тезис был о том, что областные власти не особо советуются с горожанами и специалистами по поводу сноса Дома Советов и застройки прилегающей территории и правильно делают. В этой глубокой мысли было прекрасно все. Во-первых, Дом Советов так и не достроили. Во-вторых, построили 21 этаж, а не 28, как планировали. В-третьих, по оценке экспертов, нанятых по инициативе областного правительства, здание построили так плохо, что его нужно сносить. Если бы с людьми больше советовались, возможно, остановились бы на пермском проекте и уже лет сорок как пользовались главной городской площадью.
Но вернемся к калининградскому общественному транспорту. Одновременно с введением лимитов для пенсионеров власти обещают приобрести 26 новых дорогих трамваев «Корсар» в лизинг. И здесь опять стоп. Вам же не хватает денег на содержание существующего общественного транспорта, и вы повышаете финансовую нагрузку на пенсионеров уже сейчас, а кто оплатит лизинговые платежи в тарифе? Опять пенсионеры, и им еще раз снизят «лимиты»? Или увеличат тариф для всех остальных? Как инвестиции в обновление парка повлияют на тарифы, пока никто не говорит. Впрочем, у Калининграда есть опыт «полного обновления трамвайного парка» в середине 2010-х. О нем перед своими выборами в 2012 году заявил на тот момент глава Калининграда, а сейчас депутат Госдумы (естественно, единоросс) Александр Ярошук. После выборов оказалось, что в рамках «полного обновления» купили один польский трамвай. Так что все, что говорят чиновники в предвыборный год, нужно делить на десять, а лучше вообще не принимать к сведению.
Наверное, нет в Калининграде человека, который бы сказал: новые трамваи — это плохо. Новые трамваи, троллейбусы, электробусы, парки, скверы, тротуары — все это замечательно, но с одной оговоркой — если это не приводит к росту финансовой нагрузки на людей, доходы которых либо падают, либо стагнируют шесть последних лет. С парками и скверами все понятно: область наращивает объемы изъятия НДФЛ с зарплат горожан через повышение налогооблагаемого минимума и делает минимальное благоустройство наиболее запущенных общественных пространств. А вот когда разговор заходит о трамваях, троллейбусах, модернизации энергетической, мусорной и водоснабжающей инфраструктуры, то есть о местных монополиях, сразу начинаются сюрпризы. Покупку и содержание новых троллейбусов приходится закладывать в тариф, строительство новой электрогенерации приводит к шоковому повышению цен на электричество для бизнеса (цены на электричество для компаний, достигшие пика в 2020 году, пока так и не снизились), а «консолидация активов» «Водоканала» заканчивается резким ростом расходов на него.
Одержимость чиновников концессиями понятна. За ними, как правило, стоят мощные финансово-промышленные группы, которые хотят заработать, и с ними лучше не ссориться. Концессионер — это не благотворитель, а бизнесмен, желающий получить монополию (иногда это вообще завуалированная госзакупка, как с мостом через залив) и банк, кредитующий этого бизнесмена. Хорошо, если в конечном счете эффективность концессионера перекрывает его финансовые аппетиты и тарифы не начинают расти. Но, как показывает практика, гладко бывает на бумаге, а по факту областные власти уже больше года не могут согласовать с концессионером и банком финансовые параметры строительства мусоросортировочного завода.
Бесплатных обедов не бывает, за них всегда кто-то платит. Поэтому если власти хотят «наводить порядок» в городском хозяйстве и инфраструктуре, то с населением сразу нужно договориться о том, сколько это стоит. Можно, конечно, действовать в русле мышления политтехнологов «Единой России», но зачем тогда удивляться, когда люди выходят на площади. Если государство хочет модернизировать калининградскую транспортную сеть за счет нефтяной ренты — не вопрос. Но нефтяная рента почему-то направляется на стадион и музейный центр на Острове, а когда речь заходит о более прозаичных вещах, единороссы вводят лимит на поездки для пенсионеров.
Вадим Хлебников