Школьное образование в Тюменской области давно стало поводом для гордости. В него вкладывается немало ресурсов. К примеру, только в текущем году на систему образования направили 27 миллиардов рублей. На секундочку – это пятая часть всего областного бюджета. Открываются уникальные классы и направления, применяются подходы и технологии, которые в новинку в других регионах страны. Отдача при таком подходе весома: тюменские школьники регулярно становятся призерами олимпиад и конкурсов, составляя достойную конкуренцию сверстникам даже на мировом уровне. В каком направлении движется школьное образование Тюменского региона и как удалось добиться, что в школу потянулись молодые кадры, «sallaty.ru» рассказал директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.
В современном образовании используется все больше цифровых технологий. Ребят знакомят с искусственным интеллектом, шлемами виртуальной реальности, проводятся цифровые уроки. Как вы относитесь к такой трансформации образования?
—В период стремительного развития науки предприятиям требуются специалисты, готовые работать с новейшими технологиями на всех уровнях производства. Трансформация образования закономерна: система образования должна обеспечивать уверенный переход в цифровую эпоху. Выпускники школ должны соответствовать вызовам времени, быть готовыми к будущей профессиональной деятельности.
Очень важно на пути к цифровизации не потерять главное - высокое качество образования детей, помнить об успешности и самоопределении каждого ребенка. Поэтому наши учителя непрерывно повышают уровень своего мастерства, осваивая новые компетенции, становятся навигаторами на пути к новым знаниям, чтобы виртуальная реальность не нанесла вреда детям.
Что передовое и уникальное есть в тюменских школах, чего нет в других регионах?
—Сложно сказать об уникальном, что есть в тюменских школах и чего нет в других… Сегодня многие регионы идут по пути обновления школьной инфраструктуры. Мы, к примеру, одни из первых открыли профильные корпоративные классы ведущих российских корпораций РОСНЕФТЬ, СИБУР, НОВАТЭК, поставили лабораторные комплексы по дисциплинам естественнонаучного цикла и другое современное оборудование (айти-, робо-, науколабы); внедрили в образовательный процесс образовательные платформы Яндекс.Учебник, Яндекс.Лицей, Учи.ру, Кодвардс, Скаенг; создали образовательные и развивающие центры нового типа - кванториумы, коворкинг-центры, дизайнерские студии.
Какие достижения и награды тюменских школьников особенно ценны и показательны для системы образования?
—У нас рекордное количество высокобалльников ЕГЭ – каждый 10 выпускник. Причем число 100-балльников увеличилось более чем в 1,5 раза (2018 – 41 человек, 2019 – 64).
Значительно возросло качество участия в статусных всероссийских олимпиадах по общеобразовательным предметам. Так, число призеров заключительных этапов составило 56% от числа участников. Тюменская область - один из регионов, завоевавших наибольшее количество медалей на всероссийских соревнованиях по робототехнике, наряду с Москвой, Владивостоком и Татарстаном (5 медалей и включение в состав сборной России на всемирную олимпиаду, которая состоится в ноябре 2019 в Венгрии).
За три года в три раза выросло число участников Всероссийского конкурса исследовательских работ «Большие вызовы», проводимого Центром «Сириус» (2017 – 346 чел., 2019 – 994 чел.). В 2019 году 42 школьника из 10 муниципалитетов удостоены стать финалистами (ранее в финал выходили только обучающиеся г. Тюмени, г. Тобольска).
Меняется ли в школах Тюменской области ситуация с кадрами? Было время, когда молодежь не слишком активно шла работать в школу. Как сейчас?
— В настоящее время в образовательных учреждениях области трудятся свыше 17 тысяч педагогических работников, из них каждый третий - в возрасте до 35 лет.
В наших школах созданы условия для обмена опытом, получения квалифицированной помощи, психологической поддержки (интернет-площадка, Совет наставников, Совет молодых педагогов). Обеспечена конкурентная основа (главным образом в городах) привлечения на работу в школы высокопрофессиональных педагогических и управленческих кадров. Повысился престиж профессии. Также на приток и закрепление кадров в сфере образования работают и действующие региональные программы, в рамках которых, к примеру, возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг, предоставляется служебное жилье и др.
За последние годы вырос конкурс на педагогические специальности высшего образования - 4 человека на место, и на специальности среднего профобразования - 9,5 человек на место.
Тюменские молодые педагоги уже не первый год прекрасно показывают себя на профессиональных конкурсах. Вероятно, им есть, чем поделиться. Происходит ли какой-то обмен опытом после таких конкурсов?
—Профессиональные конкурсы - одно из средств выявления талантов. Ежегодно расширяется перечень номинаций одного из самых масштабных конкурсов «Педагог года Тюменской области». В этом году добавилась номинация для молодых педагогов «Педагогический дебют». Учитель физики средней школы № 88 Тюмени Виталий Ерохин (ему 27 лет) в этом году вошел в 15 лучших педагогов России по итогам конкурса профессионального мастерства «Учитель года России».
Обмен педагогическим опытом осуществляется постоянно и в разных формах. Одна из них - это «Педагогический марафон». Ежегодно ученые, преподаватели ТОГИРРО, опытные учителя области, в том числе призеры и победители профессиональных конкурсов, выезжают в разные муниципальные образования для встреч с учителями, проведения мастер-классов, консультаций и т.д. Опытом активно делятся не только городские учителя, но и сельские.
Кстати, о сельских школах. Насколько хорошо они себя чувствуют? Количество учеников во многих маленьких деревнях сократилось в последние годы, и школы объединили. Оправдался такой подход?
— Сельские школы «здоровы», чувствуют себя прекрасно. Основной целью проводимой реорганизации в 2015 году стало объединение ресурсной базы нескольких школ для достижения большей эффективности их деятельности по повышению качества образования. Принятое решение было взвешенным и оправданным.
Сельские малочисленные школы преимущественно стали структурными подразделениями (отделениями, филиалами) более крупных районных школ. Для детей была сохранена привычная среда, в прежнем виде остались педагогические коллективы, классы, сохранена и преемственность в реализации образовательных программ, традиции.
К слову, и численность сельских школьников продолжает увеличиваться: 2019 г. – 68 тыс. человек, годом ранее – 66,6 тысяч.
В результате объединения были сняты административные барьеры использования общей материально-технической базы и кадровых ресурсов. Обновленные педколлективы получили возможность еще более тесного сотрудничества в части обмена профессиональным опытом, школьные коллективы – общения друг с другом.