«Трансформация неизбежна: образование должно обеспечить переход в цифровую эпоху»

01.11.2019 0:39 0

«Трансформация неизбежна: образование должно обеспечить переход в цифровую эпоху»

Школьное образование в Тюменской области давно стало поводом для гордости. В него вкладывается немало ресурсов. К примеру, только в текущем году на систему образования направили 27 миллиардов рублей. На секундочку – это пятая часть всего областного бюджета. Открываются уникальные классы и направления, применяются подходы и технологии, которые в новинку в других регионах страны. Отдача при таком подходе весома: тюменские школьники регулярно становятся призерами олимпиад и конкурсов, составляя достойную конкуренцию сверстникам даже на мировом уровне. В каком направлении движется школьное образование Тюменского региона и как удалось добиться, что в школу потянулись молодые кадры, «sallaty.ru» рассказал директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.

В современном образовании используется все больше цифровых технологий. Ребят знакомят с искусственным интеллектом, шлемами виртуальной реальности, проводятся цифровые уроки. Как вы относитесь к такой трансформации образования?

—В период стремительного развития науки предприятиям требуются специалисты, готовые работать с новейшими технологиями на всех уровнях производства. Трансформация образования закономерна: система образования должна обеспечивать уверенный переход в цифровую эпоху. Выпускники школ должны соответствовать вызовам времени, быть готовыми к будущей профессиональной деятельности.

Очень важно на пути к цифровизации не потерять главное - высокое качество образования детей, помнить об успешности и самоопределении каждого ребенка. Поэтому наши учителя непрерывно повышают уровень своего мастерства, осваивая новые компетенции, становятся навигаторами на пути к новым знаниям, чтобы виртуальная реальность не нанесла вреда детям.

Что передовое и уникальное есть в тюменских школах, чего нет в других регионах?

—Сложно сказать об уникальном, что есть в тюменских школах и чего нет в других… Сегодня многие регионы идут по пути обновления школьной инфраструктуры. Мы, к примеру, одни из первых открыли профильные корпоративные классы ведущих российских корпораций РОСНЕФТЬ, СИБУР, НОВАТЭК, поставили лабораторные комплексы по дисциплинам естественнонаучного цикла и другое современное оборудование (айти-, робо-, науколабы); внедрили в образовательный процесс образовательные платформы Яндекс.Учебник, Яндекс.Лицей, Учи.ру, Кодвардс, Скаенг; создали образовательные и развивающие центры нового типа - кванториумы, коворкинг-центры, дизайнерские студии.

«Трансформация неизбежна: образование должно обеспечить переход в цифровую эпоху»

Какие достижения и награды тюменских школьников особенно ценны и показательны для системы образования?

—У нас рекордное количество высокобалльников ЕГЭ – каждый 10 выпускник. Причем число 100-балльников увеличилось более чем в 1,5 раза (2018 – 41 человек, 2019 – 64).

Значительно возросло качество участия в статусных всероссийских олимпиадах по общеобразовательным предметам. Так, число призеров заключительных этапов составило 56% от числа участников. Тюменская область - один из регионов, завоевавших наибольшее количество медалей на всероссийских соревнованиях по робототехнике, наряду с Москвой, Владивостоком и Татарстаном (5 медалей и включение в состав сборной России на всемирную олимпиаду, которая состоится в ноябре 2019 в Венгрии).

За три года в три раза выросло число участников Всероссийского конкурса исследовательских работ «Большие вызовы», проводимого Центром «Сириус» (2017 – 346 чел., 2019 – 994 чел.). В 2019 году 42 школьника из 10 муниципалитетов удостоены стать финалистами (ранее в финал выходили только обучающиеся г. Тюмени, г. Тобольска).

Меняется ли в школах Тюменской области ситуация с кадрами? Было время, когда молодежь не слишком активно шла работать в школу. Как сейчас?

— В настоящее время в образовательных учреждениях области трудятся свыше 17 тысяч педагогических работников, из них каждый третий - в возрасте до 35 лет.

В наших школах созданы условия для обмена опытом, получения квалифицированной помощи, психологической поддержки (интернет-площадка, Совет наставников, Совет молодых педагогов). Обеспечена конкурентная основа (главным образом в городах) привлечения на работу в школы высокопрофессиональных педагогических и управленческих кадров. Повысился престиж профессии. Также на приток и закрепление кадров в сфере образования работают и действующие региональные программы, в рамках которых, к примеру, возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг, предоставляется служебное жилье и др.

За последние годы вырос конкурс на педагогические специальности высшего образования - 4 человека на место, и на специальности среднего профобразования - 9,5 человек на место.

«Трансформация неизбежна: образование должно обеспечить переход в цифровую эпоху»

Тюменские молодые педагоги уже не первый год прекрасно показывают себя на профессиональных конкурсах. Вероятно, им есть, чем поделиться. Происходит ли какой-то обмен опытом после таких конкурсов?

—Профессиональные конкурсы - одно из средств выявления талантов. Ежегодно расширяется перечень номинаций одного из самых масштабных конкурсов «Педагог года Тюменской области». В этом году добавилась номинация для молодых педагогов «Педагогический дебют». Учитель физики средней школы № 88 Тюмени Виталий Ерохин (ему 27 лет) в этом году вошел в 15 лучших педагогов России по итогам конкурса профессионального мастерства «Учитель года России».

Обмен педагогическим опытом осуществляется постоянно и в разных формах. Одна из них - это «Педагогический марафон». Ежегодно ученые, преподаватели ТОГИРРО, опытные учителя области, в том числе призеры и победители профессиональных конкурсов, выезжают в разные муниципальные образования для встреч с учителями, проведения мастер-классов, консультаций и т.д. Опытом активно делятся не только городские учителя, но и сельские.

Кстати, о сельских школах. Насколько хорошо они себя чувствуют? Количество учеников во многих маленьких деревнях сократилось в последние годы, и школы объединили. Оправдался такой подход?

— Сельские школы «здоровы», чувствуют себя прекрасно. Основной целью проводимой реорганизации в 2015 году стало объединение ресурсной базы нескольких школ для достижения большей эффективности их деятельности по повышению качества образования. Принятое решение было взвешенным и оправданным.

«Трансформация неизбежна: образование должно обеспечить переход в цифровую эпоху»

Сельские малочисленные школы преимущественно стали структурными подразделениями (отделениями, филиалами) более крупных районных школ. Для детей была сохранена привычная среда, в прежнем виде остались педагогические коллективы, классы, сохранена и преемственность в реализации образовательных программ, традиции.

К слову, и численность сельских школьников продолжает увеличиваться: 2019 г. – 68 тыс. человек, годом ранее – 66,6 тысяч.

В результате объединения были сняты административные барьеры использования общей материально-технической базы и кадровых ресурсов. Обновленные педколлективы получили возможность еще более тесного сотрудничества в части обмена профессиональным опытом, школьные коллективы – общения друг с другом.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Клуб соколиной охоты «Бусидо» выиграл 2,9 млн рублей на лечение раненых животных Власти региона выделяют Зеленоградскому округу 14,9 млн рублей на благоустройство Минцифры хочет ограничивать использование любых сетей и средств связи во время ЧС «Мы жжем будущее»: юные калининградцы вышли на пикет против лесных пожаров (фото) «Творить добро»: как в Калининграде обучают сестёр милосердия

Лента публикаций