В Хабаровском крае вовсю идет работа над бюджетом на будущий год. Фактически он формируется нынешней региональной «партией власти» – ЛДПР (закдума, которая принимает документ, большей частью состоит из «жириновцев»). Против проекта бюджета выступили коммунисты. Эксперты также сомневаются, что власти края сумеют грамотно распределить казну. О том, почему бюджет Хабаровского края вызвал столько споров – в материале «sallaty.ru».
В этом месяце депутаты Законодательной думы Хабаровского края приняли в первом чтении бюджет на 2020 год. Речь пока идет только о проекте документа – в ближайшие пару месяцев он будет редактироваться и перекраиваться. Впрочем, даже по предварительным цифрам, денег в крае будет не хватать: при доходах в 100,6 миллиардов рублей расходы составят 107,8 миллиардов рублей. Ничего удивительного в этом нет: регион по-прежнему дотационный, размер краевого госдолга все еще огромен.
В этих непростых условиях правительству края приходится экономить на всем, чем только можно. Так, финансирование лесного хозяйства в следующем году предложили сократить почти в пять раз – и это при том, что отрасль находится в глубоком кризисе. В этом году для предприятий, не имеющих деревообработки, ввели 40-процентную экспортную пошлину на экспорт леса-кругляка. Это больно ударило по половине лесодобывающих компаний, и многие бизнесмены в этой ситуации ожидали какой-то поддержки. Ее, судя по всему, не будет.
На четверть сократилось финансирование сельскохозяйственного сектора, уменьшили расходы на транспортную сферу. Последняя, впрочем, во многом финансируется за счет бюджетных средств, так что серьезного проседания здесь не ожидается. А вот с обделением деньгами аграриев не согласны многие депутаты, в том числе, из ЛДПР.
«Это один из самых спорных моментов планируемого бюджета. У нас в крае наоборот надо развивать сельское хозяйство! Там сейчас очень большие проблемы. А ведь в свое время Хабаровский район был одним из наиболее развитых в части сельского хозяйства. Значит, есть возможности для развития. У нас под боком Китай, где можно перенять опыт. Что самое странное, нет вразумительного ответа на вопрос: почему расходы на сельское хозяйство снижаются? Ответ один: нет денег, и точка», – рассказала депутат закдумы Ольга Мироманова.
Она отметила, что нынешний бюджет точно не является бюджетом развития – более того, минфин не выделил деньги даже на решение имеющихся проблем. Например, создание новых рабочих мест в районах.
На что же уйдут основные средства бюджета? Как пояснили в министерстве финансов Хабаровского края, более 64 % потратят на социальную сферу: образование, здравоохранение, спорт, выполнение разные социальных программ. Последний пункт – наиболее затратный, на него уйдет более 32 миллиардов рублей. То есть основным приоритетом краевых властей является выполнение социальных обязательств, все остальное – на потом.
«В 2019 край получил рекордное число траншей из федерального бюджета – более 34 миллиардов рублей. В этом году поступлений будет меньше, однако ожидаем рост ВРП. В регионе развивается черная металлургия, горнодобывающая промышленность, транспортная сфера», – пояснили в министерстве финансов.
Депутаты закдумы почти единогласно одобрили проект бюджета. Против проекта выступили коммунисты, однако их в нынешнем созыве насчитывается всего два человека, так что мнение КПРФ просто не учли. При этом уже в ходе первого рассмотрения бюджета оказалось, что правительство не включило в доходную часть бюджета несколько миллиардов рублей.
«Я изучил бюджет, просчитал его – и оказалось, что в него не включили порядка 3,5 миллиардов рублей. Почему-то при составлении документа не учли ряд показателей – например, сборы от акцизов на слабоалкогольные напитки и бензин. А ведь сумма акцизных сборов выросла, и это серьезные деньги», – рассказал корреспонденту «sallaty.ru» депутат заксобрания Максим Кукушкин.
С учетом этих цифр даже в проекте бюджет региона практически бы вышел в ноль, а ведь в следующем году ожидаются новые трансферты из федерального центра, которые еще больше увеличат доходную часть. Как отметил Максим Кукушкин, подобная картина наблюдается в крае уже несколько лет кряду. То есть сформировалась она еще до прихода к власти Сергея Фургала. Нынешний глава края просто продолжил эту тенденцию.
Причина такого подхода – чрезмерная осторожность правительства. Как будто бы забытые 3,5 миллиарда – это деньги, которые еще предстоит собрать. Да, они окажутся в казне с большой долей вероятности – но вероятность эта не стопроцентная. А потому минфин просто не рискует закладывать в первоначальный бюджет дополнительные доходы.
«С одной стороны, можно понять власти. Если идет увеличение доходной части – то идет и увеличение обязательств. Если эти деньги не удастся собрать в полном объеме, то ряд каких-то инициатив, проектов просто застопорится из-за нехватки средств. В этом случае чиновники окажутся в очень плохом положении. Однако опыт показывает, что эти «припасенные» деньги, в конце концов, всегда находятся. Во второй половине года их вносят в бюджет – и начинают скоропалительно осваивать», – рассказал Максим Кукушкин.
Это вызывает серьезную диспропорцию во всех проектах, которые финансирует край. Первые полгода работы идут ни шатко ни валко. Потом, когда эту денежную «подушку» вносят в бюджет, темы становятся ну просто опережающими: ведь неосвоенные деньги потом придется вернуть. Примечательно, что хабаровский минфин замечания коммунистов учел – но никак не отразил в проекте бюджета. Во всяком случае, в первом чтении.
Серьезных изменений бюджет края, судя по всему, не претерпит. Между тем, проблемных моментов в нем хватает. Речь не только о недофинансированных статьях – по мнению экспертов, проблем с использованием казны властям края не избежать.
«Сергей Фургал пришел в губернаторы из бизнеса, оттуда же пришли многие депутаты нынешней закдумы. И очевидно, что эти люди мыслят и действуют по схемам из бизнеса. Но система государственного управления – это совершенно другой механизм, здесь все сложнее, реализация любых решений более длительная. Я не уверен, что нынешняя власть к этому готова. Она пока не очень умеет работать с тем, что называется «государственная машина», и это касается всего. В том числе, бюджета», – рассказал политолог Даниил Ермилов.
Мнение эксперта подтверждается работой правительства края с инвестициями. Она также отражена в бюджете. Как отметила депутат Ольга Мироманова, подавляющая часть инвестиций в экономику региона частные. При этом развитие многих отраслей – того же сельского хозяйства – зачастую требует государственного участия. В прошлые годы хабаровское правительство довольно успешно привлекало госинвестиции в свою экономику. При Сергее Фургале такой работы, по всей видимости, не идет.
Не стоит забывать и о растущем госдолге. Сейчас он составляет 52,1 миллиарда рублей – но в будущем он будет расти на 4 миллиарда в год. Это не учитывая средств, необходимых на его обслуживание. Ситуация сложная, и выхода из нее пока не видно.
Не исключено, что хотя бы ко второму решению депутаты смогут найти варианты выхода из долговой ямы – а также исправить хотя бы часть недочетов в бюджете. Как пояснил глава профильного комитета Закдумы Вячеслав Фургал, ко второму чтению доходную часть бюджета тщательно пересчитают.