В Национальной галерее открылась первая коми биеннале «Новое открытие Севера». Для республики это проект-вызов, ведь до этого момента она не была представлена на карте современного искусства России. Для подготовки работ в регион прибыли художники, чей статус организаторы сравнили с солистами Большого театра и членами сборной Италии по футболу. В Коми они пробовали себя в качестве исследователей и осмысляли историю, мифологию, традиции региона. Результат их работы удивит жителей республики – от национальных поясов, использованных для шибари, до скриншотов экрана телефона на тему ГУЛАГа.
Коми биеннале заняла большую часть залов Нацгалереи – весь первый этаж, холл, коридор и некоторые залы второго. Такие объемы экспозиции вполне понятны: в основной программе участвуют 11 художников, еще три художественные организации представили свои спецпроекты.
На входе посетителей встречает краткое описание проекта от его автора и комиссара Пьера Броше, которое можно воспринять и как предупреждение:
- Сделать биеннале современного искусства с уникальной концепцией сегодня настоящий вызов. После Венеции, Сан-Паулу, Лиона, Торонто, Сиднея, Хельсинки, Стамбула, Берлина и многих других городов создать нечто идеологически новое и художественно самобытное непросто. Особенно, учитывая тот факт, что локация, выбранная нами, Коми – регион недостаточно известный, окруженный, как и любая республика в составе Российской Федерации, ореолом этнических и культурных стереотипов.
Еще одна условная сложность организации подобного проекта в республике – она не знакома с современным искусством, и современное искусство не знакомо с ней. Пьер Броше на открытии вспомнил, что во время первых визитов в Коми почувствовал, что «здесь не пахнет современным искусством». Участники биеннале на пресс-конференции также неоднократно говорили, что для них это незнакомая территория. Художник основной программы Игорь Самолет один из немногих имеет реальную связь с Коми: он проучился в СГУ им. Питирима Сорокина, жил в Сыктывкаре, здесь же начал выставляться. Но и по его словам, уезжая из республики, он думал, что тут невозможно провести подобный проект:
- Так сложилось, что у Сыктывкара нет связи с центром. Он такой медвежий угол в современном искусстве. Никаких логистических линий не было, чтобы кто-то сюда ездил.
Чтобы исправить сложившееся положение вещей, организаторы решили дать участникам возможность стать исследователям. Весной-летом они путешествовали по нескольким локациям – Сыктывкар, Усть-Кулом, Удора, Ухта, Инта, Ижма, Усть-Цильма, Воркута - и в пути создавали работы для проекта.
- Как будто бы сюда приехали все солисты Большого театра. Или сборная Италии приехала сюда, чтобы играть в этом году со сборной Сыктывкара. Такой уровень сегодня находится здесь, - оценил уровень заявившихся авторов Пьер Броше.
Знакомство с экспозицией можно начинать с любой точки галереи, ведь проекты по факту самостоятельны и единственное, что их объединяет – художественное открытие Севера. Еще на улице посетителей встречает инсталляция Ивана Горшкова «Интинский метеорит». Это почти бесформенная надувная кукла-скульптура, расположенная вместо постамента на нартах. Она составлена из найденных в Интернете картинок и образов, отсылающих к цифровой реальности. С этой скульптурой Иван Горшков ездил по национальному парку «Югыд Ва», и в итоге посетители могут увидеть не только саму куклу, но и ее снимки, а также видео с просторов заповедника.
- Любой объект, помещенный в эту природную и культурную среду, будет выглядеть инородно и неуместно. <…> Серия фотографий в «Югыд Ва» выглядит как обработанное в фотошопе изображение, ощущение цифрового коллажа пересиливает, и природные просторы кажутся нереальными.
Соседствует с «Метеоритом» другая инсталляция – «Мечты о радости и свободе» Андрея Кузькина. На белом холсте-стенах очень простой рисунок, который «наносит» художник-скульптур из хлебного мякиша. Автор не просто так выбрал именно этот материал для фигуры-альтер-эго. Хлеб изображает изменяющееся, бренное, страдающее тело человека, его же использовали для лепки в тюрьмах. Поэтому у посетителя должен сложиться образ художника, жаждущего сбежать в вымышленное прекрасное пространство и освободить свою душу из тела-тюрьмы.
С более конкретным посылом выступает Тимофей Парщиков с серией фотографий «Воркута 2021». Он представил несколько снимков заполярного города, сделанных в двойной экспозиции – одно изображение как будто накладывается на другое. Техника позволяет показать неопределенное будущее Воркуты: шахты едва прослеживаются на заднем плане фото, в то время как пустые дороги отчетливо видны, дома то стоят целыми, то предстают заросшими и заброшенными.
Помимо основной программы, на биеннале есть специальные проекты. Один из них – давно знакомый жителям республики пленэр «Клюква» в центре «Югор». Два других презентованы на первом этаже Нацгалереи. Первый – «Павильон общества» от французской художественно-исследовательской группы La Méditerranée. Три автора работали с местными материалами: Эдгар Сарин превратил усохшие и аварийные деревья из парка «Строитель» в тотемы в человеческий рост, Матео Ревилло создал фрески с геометрическими узорами из пчелиного воска и нефти из Ухты, Апполинария Брошь – картины-плиты из местных минералов.
Второй спецпроект – от фонда «Сфера» под названием «Ловушка/На зверином стиле». Как рассказал художник Владимир Логутов, с участниками «срезонировала идея охотничьих промыслов» коми. Но ловушку они воплотили в художественной плоскости, поместив в выделенный зал ролики и изображения лиц, медведей, зайцев и других зверей. Так они надеялись поймать внимание посетителей, ведь «видео с животными» - чемпионы по количеству просмотров и лайков, мемы и иные картинки – предметы обихода, как когда-то украшения с элементами звериного стиля. Дополняют их скульптуры зверей и охотника.
В холле второго этажа посетителей встречает четвертый спецпроект «Коллаборация» от фонда Maxart Foundation, объединивший художников и мастеров народных декоративно-художественных промыслов Коми. Наибольшее внимание привлекают глиняные скульптуры, обмотанные национальными коми поясами. Их автор – Аннушка Броше, которая сотрудничала с мастерами ткацкого промысла и керамики. Одна из скульптур – голый женский торс, где пояса выступают как веревки для шибари (японское искусство эротического связывания).
- В поясе много символики: подпоясанный, нельзя быть распоясанным, это оберег, красота. Здесь я пытаюсь поставить вопрос, что у женщины-коми жизнь довольно стянутая, это как символ несвободы. Это в том числе отсылка к шибари – для чего это, удовольствия, красоты или это очень больно, - рассказала БНК художница.
Совершенно иной взгляд на коми-женщину у Устины Яковлевой. Эта художница с корнями в Усть-Цильме, откуда родом ее бабушка и мать. Она представляет женщину как хранительницу традиции, сама является «мостиком между традиционными ремеслами и современным искусством». Так мать художницы на основе орнамента усть-цилемских вязаных носков создала платье-пальто и шапку – их подвесили в одном из углов зала на обезличенном манекене. Этот наряд возили в Синегорье, где сама Устина Яковлева в нем снималась.
- Это живая история для меня – биеннале проходит с участием моих родственников, я могу перенять их знания и опыт, - рассказала художница в интервью БНК. На выставке можно увидеть сохранившиеся в семье носки, сумку и платки из Усть-Цильмы.
Помимо собственно платья-пальто, Устина Яковлева воссоздает светелку с помощью видеохроники своей семьи: если раньше женщины в ней шили, вязали и вышивали, то в настоящее время они продолжают делать все то же самое, только уже в своих гостиных и на кухнях. Но не только это презентовала художница. На биеннале есть ее фотографии, отпечатанные на ткани и украшенные вышивкой – тоже своеобразный способ сохранения народных промыслов.
Участник основной программы Игорь Самолет обратился к теме ГУЛАГа, с которой раньше не работал. Как рассказал художник на пресс-конференции, он был в Воркуте и Инте. В поездке снимал на телефон и создавал условный «дневник», чтобы потом поместить его среди произведений соцреализма. Изображения с поездки по моногородам Игорь Самолет представил в виде скриншотов экрана смартфона – можно даже увидеть дату/время и уровень заряда телефона. Картины в красных цветах помещены на передний план, а за ними в тени спрятана живопись, скульптуры советского периода.
Биеннале представило не только инсталляции, живопись и фото, но и перформанс. Варвара Павлова не только художник, но и певица. На открытии биеннале она исполняла мелодию, будучи покрыта плотной черной тканью.
Открытие биеннале, как первого подобного проекта современного искусства в Коми, привлекло большое количество зрителей. Среди них были представители власти Сыктывкара, куратор из музея им. А.С.Пушкина Данила Булатов и даже актриса Екатерина Шпица, которая до 13 лет жила в Инте.
Пахнет или нет современным искусством в Коми, должны будут решить сами посетители биеннале. Выставочные залы для них будут открыты до 10 октября.
12+
БНК