В республиканском законодательстве прописано только одно дополнительное требование к кандидатам в главы города или района — стаж работы в государственных или муниципальных органах власти или на руководящих должностях. Но вскоре требований станет больше, хотя они уже и так предъявляются претендентам в мэры и главы во многих муниципалитетах республики.
Временно исполняющий обязанности главы Коми Владимир Уйба направил в Государственный совет республики законопроект, вносящий изменения в несколько региональных законов, касающихся местного самоуправления и муниципальной службы.
Одна из поправок устанавливает требования к уровню образования и профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для главы муниципального района, муниципального и городского округов. Это:
— наличие высшего образования;
— знание Конституции России, Бюджетного кодекса, федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О противодействии коррупции», «О муниципальной службе», Конституции Коми, законов республики, регламентирующих наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, устава и иных нормативных правовых актов соответствующего муниципального образования;
— наличие навыков оперативного принятия и реализации управленческих решений, организации и обеспечения выполнения задач, анализа и прогнозирования, правотворческой деятельности, ведения деловых переговоров, публичного выступления, организации работы по эффективному взаимодействию с госорганами и органами местного самоуправления.
Другая поправка предлагает ужесточить действующее требование. Сейчас кандидат должен иметь стаж работы на государственных должностях либо на должностях высших и главных групп должностей государственной гражданской службы, на муниципальных должностях либо на должностях высших и главных групп должностей муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы на руководящих должностях не менее трех лет. После корректировки требования к стажу повысятся — будет четыре года и пять лет соответственно.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Госсовета 10 июня. Предъявлять дополнительные требования начнут после вступления закона в силу.
В то же время в большинстве муниципалитетов такой подход к выбору сити-менеджеров уже используют. Например, в положении о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Сыктывкара — руководителя администрации города перечисляются следующие требования к кандидатам:
— наличие высшего образования;
— стаж работы на государственных или муниципальных должностях не менее двух лет или стаж работы на руководящих должностях не менее трех лет;
— знание Конституции России, федеральных законов, Конституции Коми, законов республики, устава Сыктывкара, муниципальных правовых актов;
— наличие навыков оперативного принятия и реализации управленческих решений, организации и обеспечения выполнения задач, квалифицированного планирования работы, ведения деловых переговоров, публичного выступления, анализа и прогнозирования, грамотного учета мнения коллег, делегирования полномочий подчиненным, организации работы по эффективному взаимодействию с органами госвласти республики и госорганами, органами местного самоуправления, эффективного планирования рабочего времени, владения компьютерной и другой оргтехникой, владения необходимым программным обеспечением, эффективного сотрудничества с коллегами, систематизации информации, работы со служебными документами, адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач, квалифицированной работы с людьми по недопущению личностных конфликтов;
— владение государственным языком России.