В Ижме местные жители установили на берегу реки пасхальные качели («шырана качай»). Раньше считалось, что покачавшись на качелях на Пасху, человек обновляется телом и духом.
– Хотя здесь, в Ижме, было принято ставить всего по три жерди на опору, мы сделали по четыре. Так было принято у нас – в припечорском Кипиево, где я вырос, – рассказал организатор строительства Дмитрий Артеев.
Как рассказали в администрации Ижемского района, качели разных конструкций в ижемских селах и деревнях повсеместно ставили к Пасхе. Бывало до 10 качелей в одном селе. Чаще всего поднимали именно «шырана качай». Считалось, что покачавшись на качелях на Пасху, человек обновляется телом и духом.
Качели строили молодые люди, и все, принимающие участие в молодежных качельных игрищах, должны были их одаривать крашенными пасхальными яйцами – символом воскресения. На больших пасхальных качелях разрешалось качаться только неженатой молодежи старше 16 лет.
Обычно качаться садились парами. Раскачивали за прикрепленные веревки двое парней. Качающиеся должны были обязательно трижды поцеловаться – «лоозедчыны» (буквальный перевод с ижемского коми – оживить, воскресить друг друга). Нередко юноши подсаживались к понравившейся девушке, заменяя того, с кем она хотела качаться. Качели не переставали раскачивать, пока девушка не согласится «воскресить» своего соседа.