От села Усть-Ухта под Сосногорском стартовала экспедиция «Великий водно-волоковый путь». Участники – сыктывкарский клуб исторической реконструкции «Кречет» - проплывут на древнерусской ладье до деревни Нонбург Усть-Цилемского района по маршруту первых рудоискателей Печорского края. Длина маршрута составит 650 км, путешествие займет примерно 30 дней.
В Усть-Ухту копию старинного парусно-гребного судна привезли из Сыктывкара, где в конце мая состоялась церемония спуска на воду и наречения в соответствии с традициями: о киль разбили бутыль с вином и нарекли «Варыш» (Сокол).
Напомним, историко-реконструкционный клуб «Кречет» задумал путешествие, которое повторяет маршрут первой в истории Русского государства правительственной геологоразведочной экспедиции для поиска и разработки серебряной и медной руды в Печорском крае. Для этого в Петрозаводске из корабельной сосны изготовили реплику древнерусской парусно-гребной ладьи.
Судно длиной 8 метров, шириной 2,3 метра, с высотой борта 0,9 метра, имеет вес 0,8 тонны. Площадь паруса – 6 квадратных метров.
По техническим характеристикам ладья рассчитана на 12 человек, но теоретически может выдержать и 15. В это путешествие отправились восемь мужчин.
По словам организаторов экспедиции, девушки свои кандидатуры предлагали, но члены клуба приняли коллективное решение – брать только мужчин. Грести веслами длиной 3,9 метра все же нелегко, а с бытом мужчины рассчитывают справиться сами, рассказали реконструкторы корреспонденту БНК.
Экипажу предстоит максимально погрузиться в эпоху 15-16 веков. Путешественники будут носить стилизованную одежду, спать на шкурах, греть еду на костре, добытом кресалом. По их словам, несмотря на стремление к исторической достоверности, о безопасности они не забывают: хотя и ладью уже не раз тестировали, в наличии спутниковый телефон, рации, аптечка.
В 90-е энтузиастам из Архангельска и Москвы, организаторам аналогичного проекта в Коми под названием «Ушкуйники», пришлось вызывать вертолет для эвакуации. В этот раз, уверены реконструкторы из «Кречета», такого не случится.
Из запасов провизии у них – около 50 кг разных видов мяса, примерно столько же круп, гороха и чечевицы. Но, по словам путешественников, на всякий случай они взяли и наличные, чтобы при необходимости причаливать к жилым пунктам и докупать продукты.
Сыктывкарских реконструкторов провожали в путь их ухтинские «коллеги». Компания в эффектных исторических костюмах разбила палаточный лагерь на берегу реки и совместными усилиями организовала показательные поединки витязей, экскурсии по ладье, лекции о средневековом судоходстве, мастер-классы по чеканке средневековой монеты, изготовлению пращи, деревянного весла, розжигу костра с помощью кремня и кресала.
«Кречет» давно мечтал приобрести старинное судно, а исполнили задумку на грантовые средства. Осенью 2018-ого клуб подал заявку в фонд президентских грантов по развитию гражданского общества и получил одобрительный отклик. На реализацию проекта организации выделили 2,5 миллиона рублей. Внес «Кречет» и свои сбережения, и средства спонсоров.
В итоге получился длительный проект «Великий водно-волоковый путь», который предполагает сплавы участников клуба на ладье по историческим маршрутам и организацию зрелищных мероприятий для всех желающих.
В следующем году организаторы планируют дойти на ладье до Воркуты или пройти по Цильме до бассейна Мезени, возможно, даже перебраться через Урал. По словам членов клуба, на территории Коми много исторических водно-волоковых путей: например, из бассейна Печоры в Каму или в Печору -- из бассейнов Мезени и Вычегды.
Весь процесс участники обещают сопровождать фото- и видеоотчетами.