Голосовые табло, тактильно-звуковые терминалы, специальные скамейки и зона отдыха для инвалидов — главный вокзал столицы Коми полностью адаптировали для маломобильных групп населения.
Глава Коми Владимир Уйба, председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова и начальник «Северной железной дороги» Валерий Танаев 26 марта осмотрели сыктывкарский вокзал после реконструкции. Работы производились в прошлом году, в проект были вложены около 100 млн рублей.
Безбарьерная среда не ограничивается внутренними помещениями — в вокзал маломобильные люди могут попасть через несколько пандусов, которые расположены со всех сторон здания. За полчаса до мероприятия их как раз приводили в порядок: один работник тряпкой протирал перила, другой отвозил куски грязного льда куда-то за угол, а женщина шваброй счищала с покрытия наледь.
Все помещения вокзала были отремонтированы: покрашены стены и потолки, заменена напольная плитка и витражные стекла на фасаде. В залах установили новую мебель, включая специальные скамейки для инвалидов, появились информационные терминалы и специальные устройства. В центральном зале вокзала сделали интересную подсветку, имитирующую северное сияние. В одном из залов ожидания к столетию Коми установили информационный стенд об истории железной дороги на Севере. В другом Финно-угорский этнопарк развернул выставку картин художницы Татьяны Поповой.
У билетных касс специально понизили окна для удобства инвалидов-колясочников, залы оборудовали информационной голосовой системой «Исток», обустроили специализированные зоны отдыха и ожидания, отремонтировали и адаптировали для маломобильных пассажиров две санитарные комнаты.
Для людей с нарушениями зрения вокзальный комплекс оборудован новыми тактильными средствами навигации и информирования с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Информирующие таблички и комбинированные тактильно-контрастные пиктограммы размещены перед всеми функциональными зонами, на полу нанесены тактильные направляющие и предупреждающие линии. Появился информационный терминал с сенсорным дисплеем и голосовой функцией, где можно получить информацию о пассажирских перевозках.
— Театр начинается с вешалки, а город, тем более столица, — с вокзала и аэропорта. И от того, какое будет лицо у вокзала, такое впечатление будет у людей, которые приезжают впервые. Я сегодня с радостью смотрю, с какой любовью в 1964 году делали небольшие элементы отделки вдоль потолка — это говорит о том, что люди думали о красоте. Все это сохранено при ремонте. Этот облик — старый и новый — это очень здорово. Но есть общее желание закончить еще и территорию вокруг вокзала. Мы договорились передать привокзальную площадь в собственность «РЖД», чтобы можно было там сделать современную инфраструктуру, — сказал глава Коми Владимир Уйба. — Ожидание на вокзале — это маленькая жизнь, и она должна быть красивой.
Маргарита Колпащикова заметила, что самое главное желание каждого человека, который имеет физические ограничения, — быть самостоятельным, независимым, свободным.
— То, что сейчас мы видим после реконструкции вокзала, дает возможность человеку не ожидать того, кто его встретит, кто его проводит, кто его в вагон посадит — человек может находиться здесь самостоятельно: есть прекрасные места ожидания, комнаты отдыха, санитарные зона. Самое главное — здесь соблюдено все не только для людей на колясках, но и для тех, кто имеет проблемы со слухом и зрением. Здесь людям должно быть комфортно. Выражаю огромную благодарность «РЖД», потому что они, наверное, первые, кто допустили нас с нуля, но не только допустили нас принимать участие в начале проектирования, но они еще и слышали нас. Я думаю, что это именно такой объект, где комфортно и доступно — так, как мы хотим, чтобы было по всей республике, — сказала она.
По словам Валерия Танаева, «РЖД» вкладывает большие средства в обновление железнодорожной инфраструктуры в республике: в прошлом году открылся новый вокзал в Сосногорске, был реконструирован вокзал в Ухте, отремонтирован вокзал в столице Коми, сейчас идет реконструкция вокзала в Микуни. Помимо этого, закупается и обновляется подвижной состав. Только в этом году инвестиции в республику составят более 4 млрд рублей. Часть этих средств будет направлена на проект по расширению грузового терминала на станции Сыктывкар. В течение двух лет в него будет вложено примерно 325 млн рублей. Начальник «СЖД» рассказал, что республика имеет положительный тренд по увеличению объема контейнерных перевозок, рост достигает 30%.
Из Сыктывкара в течение месяца отправляются 12 контейнерных составов, хотя бизнесу этого недостаточно — он готов отправлять грузов вдвое больше. Первый контейнерный состав из Сыктывкара был отправлен в 2017 году, а 26 марта Владимир Уйба и Валерий Танаев, позвонив в колокол, дали сигнал к отправлению 500-го по счету товарного состава. Он повел в Китай пиломатериалы.