Образовательная траектория человека, индивидуальные учебные планы и проверка «домашки» с использованием интеллектуальных алгоритмов — все это станет возможным в ближайшие десять лет. Во всяком случае, на это надеются авторы стратегии цифровой трансформации.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Коми опубликовало на портале общественного обсуждения проектов нормативных актов проект стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления республики. Это 120-страничный документ, большую часть которого занимают таблицы с перечислением задач, проектов и мероприятий.
Указывается, что пользу от цифровой трансформации получат многие (в стратегии они названы бенефициарами), в том числе школьники, учащиеся, студенты, их родители, педагоги и образовательные учреждения. Что именно для них собираются внедрить — в обзоре БНК.
В начале перечисляются проблемы, характерные для этой отрасли. Во-первых, сохраняется дисбаланс в качестве и доступности образовательных услуг в городе и на селе. Во-вторых, есть цифровое неравенство образовательных организаций — у некоторых до сих пор нет высокоскоростного подключения к интернету. В зданиях отсутствует современная телекоммуникационная инфраструктура, а уровень оснащенности современным компьютерным, презентационным оборудованием и цифровыми образовательными ресурсами назван низким. В-пятых, присутствует разрозненность используемых цифровых сервисов, нет актуального государственного информационного ресурса, обеспечивающего «единое окно» доступа к верифицированному образовательному контенту.
Педагогические работники испытывают повышенную нагрузку при проверке заданий, до сих пор нет доступных сервисов для автоматизации этого процесса. Нет сервисов и для оперативной обратной связи между участниками образовательных отношений.
Родители не могут получить своевременную, актуальную и достоверную информацию о доступных для ребенка возможностях в системе образования в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями.
Авторы стратегии указывают, что отсутствуют и инструменты для совершенствования системы выявления талантливых и одаренных детей.
Низкое качество данных, двойной ввод данных, отсутствие юридически значимого электронного документооборота, наличие избыточных административных процедур в образовательных организациях, невозможность принятия объективных управленческих решений — вот что еще характерно для этой отрасли.
Еще один пункт в перечне проблем гласит, что у педагогических работников — недостаточный уровень подготовки в области применения цифровых решений в образовательном процессе.
Что хотят сделать:
— обеспечить для обучающихся и учителей бесплатный доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам, позволяющим реализовать программы общего образования любого уровня сложности;
— обеспечить для обучающихся и студентов возможности управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями за счет внедрения решений федерального уровня и модернизации информационных систем республики;
— создать систему, обеспечивающую принятие управленческих решений на основе анализа больших данных;
— обеспечить возможность подачи заявлений на получение массовых социально значимых услуг в сфере образования через единый портал госуслуг;
— продолжить развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также цифровых сервисов, доступных для обучающихся, студентов и сотрудников образовательных организаций;
— продолжить внедрение цифровой образовательной среды в учреждениях путем модернизации вычислительной техники и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Но это все, говорится в стратегии, может натолкнуться на два препятствия — несоответствие кадрового потенциала новым требованиям (невысокие цифровые компетенции) и недостаточность финансирования.
Для достижения поставленных целей планируется реализовать несколько крупных проектов. Заявляется, что к концу 2021 года будет создана платформа «Библиотека цифрового образовательного контента», в которой к концу 2024 года будет содержаться 100% базового образовательного контента общего образования. К концу 2030 года 100% учеников и учителей будет иметь бесплатный доступ к этому контенту и образовательным сервисам.
Цифровое портфолио ученика, которое собираются внедрить к концу 2024 года, будет содержать все его академические и личностные достижения. Его можно будет использовать для поступления в вузы и ссузы, а также при трудоустройстве. «К концу 2030 года 80% школьников будет доступно управление образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между сервисами с использованием технологий искусственного интеллекта», — говорится в стратегии про этот проект.
Цифровые помощники появятся у учеников, у родителей, у учителей. Школьники по запросу смогут получить подборку таргетированного контента — цифровых образовательных ресурсов в соответствии с уровнем подготовки и интересами, смогут участвовать в реализации сетевых программ обучения с использованием видеочатов и других средств коммуникации, а к концу 2030 года им станут доступны проактивные сервисы подборки цифрового образовательного контента в соответствии с интересами и способностями. Родителям смогут записывать детей в школы, на программы и курсы, а учителя — повышать квалификацию, планировать программы и проверять домашние задания с использованием интеллектуальных алгоритмов.
Еще один суперсервис — «Поступление в вуз онлайн». Указывается, что в этом проекте пока что будет участвовать один вуз. Возможность у абитуриентов появится, как ожидается, в 2023 году.
Предполагается развитие информационной системы «Современная цифровая образовательная среда». В ней будут сведения обо всех актуальных онлайн-курсах и образовательных программах. «Ключевой задачей является обеспечение академической мобильности, развитие образовательного процесса в сетевой форме обучения. Для обучающихся обеспечивается вариативность образовательных программ за счет формирования индивидуальных учебных планов», — говорится в стратегии.
Кирилл Наумов