Но это не устраивает прокуратуру республики и некоторых депутатов Госсовета: просрочка исполнения контракта составляет 600 дней, сейчас на объекте работают всего четыре человека. Если сменить компанию, то больница будет введена в строй в лучшем случае в 2024 году. При сохранении подрядчика есть вероятность, что это произойдет немного раньше.
Контракт
Как напомнил на совещании в Государственном совете Коми 13 января министр строительства и ЖКХ республики Игорь Кузьмичев, контракт на проектирование и строительство инфекционной больницы в Сыктывкаре был заключен в августе 2019 года. К строительству приступило ООО «ТехГазМонтаж» из Санкт-Петербурга». Цена контракта на момент заключения составляла 1 млрд 534,8 млн рублей: подготовка проектно-сметной документации — 34,7 млн, строительно-монтажные работы — 1,124 млрд, закупка оборудования — 387 млн, прочие затраты — 37,5 млн.
Строительство
Общая продолжительность строительства по контракту должна была составлять 26 месяцев, сдать объект надо было до 31 марта 2022 года. По словам Игоря Кузьмичева, объект имел сложную предысторию — по выходу из экспертизы обнаружились определенные отклонения. Строительство началось в 2020 году, но в октябре было приостановлено, так как возникли замечания к разработке котлована. После того как они были устранены, подрядчик в феврале 2021 года возобновил работу. С октября 2021 года стройка снова оказалась заморожена.
На данный момент завершены работы по устройству шпунтового ограждения, устройству котлована, устройству фундаментной плиты трех блоков, стен цокольного этажа одного блока, стен и перекрытия цокольного этажа двух других блоков. Министр сказал, что сейчас выполнены и приняты работы на 150,8 млн. рублей, но профинансировано с начала строительства — на 269 млн (в эту сумму входит неотработанный аванс в 118,5 млн рублей).
Фактическая готовность объекта на сегодня составляет 9,8% (по контракту на конец 2021 года должна была быть 94,3%).
Причины задержки
Как рассказал Игорь Кузьмичев, после устранения допущенных дефектов с весны до осени 2021 года активно вел строительно-монтажные работы.
— При этом 2021 год у нас был ознаменован взрывным ростом цен на строительные материалы, что в итоге — я сейчас не оправдываю подрядчика — привело к тому, что фактическая стоимость производства работ оказалась выше, чем было предусмотрено федеральным подрядом. Так, допустим, себестоимость бетонных работ оказалась примерно в полтора раза выше, чем предусмотрено в госконтракте. К зиме подрядчик подвыдохся, — сообщил министр.
Глава Минстроя назвал два варианта выхода из ситуации.
Первый вариант
Сохранение действующего подрядчика и сохранение федерального финансирования (оно составляет примерно 500 млн рублей). Согласно принятым недавно поправкам в федеральное законодательство, можно увеличить стоимость контракта на 30% от первоначальной цены в случае подтверждения изменения стоимости строительно-монтажных работ. В этом случае речь может идти потенциально о дополнительных 450 млн рублей (при этом сохраняется пропорция финансирования расходов между республикой и федеральным центром).
— Подрядчик в начале этой недели завершил перерасчет всего объекта. Они сейчас готовятся к загрузке проектно-сметной документации в экспертизу. Потом наша экспертиза проводит экспертизу стоимостей. В случае если по выходу подтверждается изменение цены контракта, у нас появляется основание для подписания допсоглашения по изменению цены и сроков, — сообщил министр.
Какую сумму насчитал подрядчик, руководитель Минстроя называть не стал, чтобы никого не вводить в заблуждение.
Второй вариант
Отказ от обязательств. В этом случае контракт с подрядчиком расторгается в одностороннем порядке из-за срыва сроков по строительству (при этом компанию вносят в список недобросовестных поставщиков). И процесс начинается заново — перепроектирование, экспертиза, выбор подрядчика, строительство. По словам Игоря Кузьмичева, этот путь проблематичнее, так как объект потеряет федеральное финансирование, и Минздраву Коми заново придется выбивать деньги из федерального центра.
— Для нас было бы самым простым расторгнуть контракт: мы свои обязательства как чиновники исполнили, — заявил министр.
Новые сроки строительства
Они неизвестны.
Если рассматривать первый вариант, то, по словам Игоря Кузьмичева, полтора месяца уйдет на экспертизу и утверждение новой цены. Задача на 2022-й — обеспечить к концу года готовность не ниже 80% (полностью возвести здание и выполнить черновую отделку, где-то — и чистовую отделку, заказать оборудование). При таких обстоятельствах сдать объект можно будет в 2023-м, но не ранее мая-июня.
— Если учесть, что готовность объекта составляет 10 процентов, то в 2022 году [объект], скорее всего, не завершим. Рывок сделаем. Но это более живой и более реализуемый вариант, чем если мы уйдем в расторжение, будем опять перепроектировать, опять искать деньги на это, потом конкурсные процедуры, дай бог, к июлю войдем в какой-то договор, к концу 2022 года, дай бог, получим проект, в 2023 году выйдем из экспертизы и в 2024 году только достучимся до федеральных денег, — спрогнозировал Игорь Кузьмичев.
Оборудование
Сейчас министерство здравоохранения прорабатывает изменения в проектную документацию в части медицинского оборудования. Дело в том, что приписанная в контракте 2019 года номенклатура уже не соответствует современным требованиям — на рынке появились новые аппараты и техника, а прежние были сняты с производства.
Депутат Госсовета Геннадий Мошегов спросил, почему подрядчик не купил оборудование, когда это можно было. Игорь Кузьмичев возразил, что это нецелесообразно, так как его надо было бы где-то хранить, к тому же оно устаревает и у него истекает гарантийный срок. Позицию министра поддержали исполняющая обязанности министра здравоохранения Коми Елена Бударина и депутат Татьяна Саладина.
Позиция прокуратуры
Как рассказал на совещании представитель надзорного органа республики, отставание от графика строительства на 1 января составляло 590 дней, из них пропущенный срок по проектированию — семь месяцев. Проплачено исполнителю, по его словам, 170 млн рублей, выполнено работ на 110 млн. На объекте работает четыре человека (по словам Игоря Кузьмичева, в конце декабря на объект прибыла бригада, которая занимается определенной работой с тем, чтобы весной не потерять достигнутые результаты).
— Мы все искренне продолжаем верить, что этот подрядчик закончит объект? Нам в это верится с трудом. Была озвучена мысль, что в случае замены подрядчика, придется перевключать объект в [федеральную] адресную инвестиционную программу. С чего это Минстрой взял? У нас нет никакой необходимости перевключения в программу. Почему замена подрядчика приведет к перепроектированию, нам опять-таки непонятно, потому что нет такого в законодательстве, — заметил начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Коми Константин Ковалев.
Игорь Кузьмичев возразил, что расторжение контракта и последующее перепроектирование все же приведет к потере федерального финансирования — республике придется заново просить деньги на строительство объекта. Кроме того, обновление проекта нужно в любом случае — из-за роста цен на стройматериалы и изменение позиций по медоборудованию.
Позиция депутатов
Вице-спикер Госсовета Сергей Артеев заметил, что компания «строит с удобной для нее скоростью, получила денег больше, чем освоила». По его мнению, нужны взыскания, чтобы побудить ее двигаться вперед. Он предложил установить для подрядчика сроки, чтобы увидеть ее реальную работу.
По словам депутата Госсовета Виктора Воробьева, проблемы на объекте начались задолго до роста цен на строительные материалы летом 2021 года.
— У нас нет никаких гарантий, что если сейчас мы сохраним этот контракт, увеличим цену договора, это решит проблему и подрядчик изменит подходы к исполнению обязательств. Если на протяжении двух лет подходы не менялись, нет оснований полагать, что он в 2022 году радикально изменится и начнет как-то по-другому себя вести. Мне кажется это достаточно странным предположением. Складывается впечатление, что у нас социальная миссия не построить объект, а сохранить отношения с подрядчиком. Такой подход вызывает большое недоумение, — сказал он. — Есть ощущение, что мы все равно придем к расторжению контракта. Возможно, те болезненные решения, которые нужно принять, лучше раньше принять, чем позже.
Игорь Кузьмичев заметил, что в апреле прошлого года рассматривался вариант расторжения контракта. Но потом подрядчик исправился.
— Если смотреть, как производились строительно-монтажные работы в 2021 году, их качество, подход к ним, техническое сопровождение, оформление достигнутых результатов, сдача результатов работ, то, проводя аналогию с другими строящимися республиканскими объектами, у них было не хуже, а во многом даже лучше с технической точки зрения, — сказал министр.
Реперная точка
Игорь Кузьмичев заявил, что после прохождения экспертизы документов и расчетов, которые подготовил подрядчик, появится некая реперная точка и Минстрой примет решение, по какому пути двигаться — либо работать с прежней компанией, либо расторгать с ней договор. Произойдет это к марту.