Как лыжник из Ухты стал актером и открыл театр в Санкт-Петербурге

Как лыжник из Ухты стал актером и открыл театр в Санкт-Петербурге

Артур Журавлёв родился в Ухте. Долгие годы он занимался лыжами, а затем с подачи друга повернул свою жизнь на 180 градусов и стал актером. О кинокарьере, создании театра-мастерской и работе в непростые коронавирусные времена Артур Журавлёв рассказал БНК для рубрики «Мы из Коми».

― Вы еще с детства знали, что станете актером?

― Я родился в Ухте. Учился в школе №2, затем последние два года― в Гуманитарно-педагогическом лицее. Лет десять я параллельно с учебой занимался в секции по лыжным гонкам у тренера Андрея Анисимова. Выступал на соревнованиях, ездил на сборы. Но лыжником оказался слабым, хотя мне и очень нравился спорт.

В последние годы я подходил к лыжным гонкам максимально серьезно. Но после 9 класса круто поменял жизнь и ушел из секции. Идти дальше по линии спорта не получилось. И вот передо мной встал серьезный вопрос: чем дальше заниматься? Ни школа, ни лицей мне ответить не смогли. Я был без дела несколько месяцев.

Мысли об актерской профессии, тем более о переезде в другой город тогда не возникали вообще! Я и знать не знал, что на свете есть театр. Я никогда в нем не был. И если бы меня позвали на спектакль, даже не пошел бы! Тогда театр у меня ассоциировался со скукой: пыльные парики, костюмы, неживые голоса и старая, никому не нужная литература… Кому это может быть интересно? А скажи мне тогда кто угодно, что пойду сниматься в кино – посмотрел бы на него, как на сумасшедшего. Но вдруг в один из осенних вечеров мне позвонил лучший друг Никита Шихов (сейчас он играет в театре в Костроме). Он предложил пойти пробоваться в актеры, рассказал, что в Ухте есть народный театр Веры Гой, мол, существует много лет...

Этот вечер перевернул жизнь. Уже во время учебы в Питере я пару раз донимал Никиту вопросами: «Почему ты тогда решил мне предложить эту идею? Ведь ты, как и я, и знать не знал про этот театр в ГДК, и в целом про театр в России, про актёрскую профессию…». А он отвечал мне: «Не знаю, не помню, не думал, и вообще решение было спонтанное».

— Какими были первые шаги на актерском поприще?

― Мы приехали в Питер с Никитой в 2015 году. Прошли ад поступления, поступили на актёров в разные места. Я все четыре года учился в СпбГАТИ (теперь это Российский Государственный Институт Сценических Искусств), еще год ― в мастерской Марата Гацалова и Игоря Волкова при Александринском театре. Затем ещё три года отучился в мастерской Ларисы Грачёвой. Получил очень разносторонний и ценный опыт.

— Какая роль в театре любимая?

— В институте я с головой погрузился в театр. Мне было всё очень интересно. Но больше всего полюбил роль Больного Онегина в учебной работе Валерия Галендеева ― глыбы в мире театра, главного режиссера Академического Малого драматического театра-театра Европы. «Онегин. Первая глава» мы показывали всего один раз. Но я запомнил на всю жизнь этот спектакль и эту роль. Была проделана очень большая работа, и она стала частью меня. Мы репетировали эту работу весь учебный год. Кроме Больного Онегина я играл в ней Второго Пушкина, Завистника и ещё рядового Поэта.

Как лыжник из Ухты стал актером и открыл театр в Санкт-Петербурге

― Ваш опыт ― это история не только про театр, но и про кино. Какими были первые роли в кино? Как вы находите новые роли?

― Опыт работы в кино у меня ещё очень маленький. Хотя я принимал участие в съемках «Лета» Кирилла Серебренникова, «Спасти Ленинград» Алексея Козлова. Съемки были тяжелыми и интересными, но съемочных дней у меня было мало, да и меня там особо не видно.

Как лыжник из Ухты стал актером и открыл театр в Санкт-Петербурге

Бывает часто, что не всё, что снимают, потом входит в кино. Как-то я попал в сериал «Великолепная пятёрка» – в одну серию, позвала кастинг-агент. По деньгам было интересно, даже весело – играл наркомана Тима.

Как лыжник из Ухты стал актером и открыл театр в Санкт-Петербурге

Как находить роли в кино? Для меня это вопрос до сих пор открытый. Бывает, очень редко, но тебя находят и приглашают на пробы. Мне выпадали и очень хорошие пробы, например, к Борису Хлебникову. А к Роману Васьянову я проходил пробы в апреле вообще дистанционно! Потом уже летом пришёл на живые пробы в «Ленфильме».

Вообще, чтобы кинокарьера не стояла на месте, нужно всеми силами продвигать себе внутри индустрии. И учиться ждать, не терять профессию. Один раз уйдешь из актеров ― вероятно, что никогда не вернешься обратно. Эта профессия такая, обидчивая…

Ещё нужно быть в курсе всех проектов, кастингов, вести соцсети, ходить в кинокомпании, рассылать везде свою анкету и портфолио, знакомиться в профессиональной среде с полезными людьми. Ещё лучше бы иметь индивидуального агента, заинтересованного в тебе как в актёре.

― Как вы пришли к мысли о создании театра-мастерской?

— Перевернул мое представление о театре режиссёр Олег Ерёмин. При нем я попробовал себя в роли ассистента режиссера. Мы выпустили в апреле 2019 года спектакль по неизвестной в России пьесе Белы Пинтера «Принцесса пирожных». Я играл Дядю Мишку. В спектакле был эпизод, в котором согласно сценарию, на моих глазах насиловали жену... Это было очень сложно прожить. Несмотря на то, что роль была маленькой, мне пришлось собрать целую линию длиной в 1,5 часа, так как весь спектакль я был на сцене и произнес всего пару фраз в финале... Работа с Олегом Ерёминым изменила мое понимание театрального искусства. На следующий день после выпуска из института я начал работать над собственным театром-мастерской «Астероид В-612».

К собственной театральной мастерской меня также подтолкнула книга выдающегося режиссера Анатолия Эфроса. Я ужасно им впечатлился. Меня мучал вопрос: куда делся уникальный опыт, с которым создавали спектакли, не отпускающие зрителя до самого утра? Затем мне посчастливилось увидеть в Александринском театре спектакль «Процесс», который поставил современный классик Кристина Люпа.

В итоге все это сложилось во внутренний протест против нынешнего устройства театра. Я подумал, что могу построить что-то совсем другое, захотелось найти что-то важное, что с годами потерялось в федеральных бюджетах великих театральных зданий.

Я решил организовать свою маленькую площадку, чтобы творчески спорить в работе, развивать театральное дело только тем, что я здесь, и собирать компанию единомышленников-художников.

Чтобы выжить, мне приходится на деле проверять разные модели организации маленького частного театра. Нам порой не хватает денег, чтобы купить банку краски. А оплатить производство декорации за 62 тысячи рублей ― проблема, которую приходятся решать за три дня, потому что премьера на носу. Слава Богу, к нам пришёл чудесный продюсер с горящими глазами ― Алёна Потёмкина. Она взяла на себя самую трудную часть работы, которая лежала на мне весь год: поиск денег на проекты, организацию заработка, продвижение, рекламу. Я безоговорочно ей доверяю.

Как лыжник из Ухты стал актером и открыл театр в Санкт-Петербурге

― Вы являетесь художественным руководителем в театре-мастерской. Сейчас ваш круг обязанностей ограничен задачами худрука?

— Художественный руководитель должен заниматься планами театра, его творческим поиском и развитием, подбором интересных режиссёров и актёров. Я составляю репертуар и планирую будущие эксперименты, организовываю репетиции и показы, составляю график жизни театра на пару месяцев вперед. Мне помогают в этом главный режиссёр Виталий Гынгазов и главный художник Кирилл Земцов.

Кроме этого, совсем без иронии: я ещё актер, монтировщик, клинер, осветитель, иногда администратор, иногда ассистент режиссёра, когда-то был и директором… Хорошо, что не звуковик ещё, в звуке я не разбираюсь.

В частном театре обязанности очень часто совмещаются. Это и проблема и одновременно особенность работы частных театров. А всё от отсутствия денег.

Как лыжник из Ухты стал актером и открыл театр в Санкт-Петербурге

― «Астероид В-612» еще молод. Как театр пережил карантин? Какие планы на будущее?

― Сейчас мы всей командой ищем адекватную нашей ситуации модель работы театра и подглядываем за коллегами. Пока не всё получается, есть падения, есть небольшие успехи, что-то вообще остается лишь в мыслях… В конце концов мы пережили карантин. Хотя в конце апреля я серьезно думал, что театр закроется, так и не открывшись… Но труд имеет свои плоды: театру-мастерской «Астероид В-612» удалось открыть свой первый сезон и представить первую афишу! Будет очень грустно, если зритель не увидит собранные у нас спектакли. Например, на тех же репетициях и 28 сентября на премьере «Три концерта мадам Тэффи» Народного артиста России Игоря Волкова я плакал. Так меня цепляет всё то, что происходит в судьбе Гуськина и писательницы мадам Тэффи. Это при том, что я редко плачу в театре.

У нас будет идти ещё один уникальный авторский спектакль – «Веселенькое кладбище», где играет лично Игорь Волков! Уникальна работа тем, что в последний раз я видел её в пространстве Новой сцены Александринского театра в 2015 году. И вот эта работа снова возвращается к зрителю. И доверена она нашей площадке.

Будет и спектакль с очень резкой сценической формой с применением звуковых и визуальных эффектов по новой драме от драматурга Ирины Уманской и режиссёра Михаила Архипова. Это вызов для нас и нашей площадки – спектакль технически сложный, но он содержателен для зрителя и стоит всех наших усилий, которые мы прилагаем всей командой, чтобы он состоялся.

Премьера уже нашей мастерской состоится 22 октября – «Цветок шахт». Это продолжение начатого мною ещё в институте исследования венгерской драматургии. Будет пьеса Чаба Секея от главного режиссёра театра-мастерской «Астероид В-612» Виталия Гынгазова. Мы все очень волнуемся. Хоть и репетировать начали только в июле, сам театр к своей первой премьере шёл долго. Не один проект пришлось закрыть из-за переездов с площадки на площадку, срывов сроков или того же карантина...

Как лыжник из Ухты стал актером и открыл театр в Санкт-Петербурге

― Где и кем себя видите через пять лет? Какие роли мечтаете сыграть, какие спектакли поставить?

― Жизнь дальше одного месяца вперед я не планирую, просто не имею такой роскоши. Сейчас ищу нового режиссёра для будущего спектакля с выпуском весной. Думаю над новыми материалами. Планы же не забиваю гвоздями, так как поиск должен быть живым до того момента, пока мы не договоримся о чём-то с режиссёром… Мне и ему должно быть интересно!

О каких ролях я мечтаю? О тех, которые планировались, но почему-то не состоялись… Они с каждым годом копятся и будут только копиться. К сожалению, актёру за редким исключением удается сыграть то, о чем он мечтает. Это почти правило. Роли мечты: Петр Верховенский или Кириллов из «Бесов», Князь Мышкин из «Идиота», Писатель из «Сталкера» по Стругацким, Щёкин из «БЛУДА и МУДО» Алексея Иванова. Еще мечтаю о роли Писателя Банева из «Гадких лебедей» Стругацких.

Что мне лично хочется поставить, как режиссёру? Хотя бы одну мою пьесу («Маленький принц» или «Бодлер. Цветы зла» например), но постоянно что-то мешает. То сил не хватает, то графики работы не сходятся. То ни одному театру мои пьесы не интересны. Кроме пьес у меня есть инсценировка «Слабое сердце» по повести Достоевского. Над каждым произведением в разное время я начинал работу, но ни одну пока не удалось довести до выпускного периода.

Евгения Гранина

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

На балтийской трассе сбили велосипедиста Алиханов рассчитывает на «финансовое плечо» ВЭБа и «Дом.РФ» при застройке Острова В Кремле фиксируют тревогу и пессимизм в обществе из-за коронавируса В Еврокомиссии заверили, что отставка Мэй не повлияет на позицию ЕС по Брекситу Вновь рекорд: в Калининградской области подтверждено 298 новых случаев COVID-19

Лента публикаций