На последнем месте по степени удовлетворенности находятся услуги газоснабжения — только четверть говорит о них положительно.
В течение прошлого года на специальном разделе официального портала Коми проводился независимый интернет-опрос об эффективности работы местных органов власти и удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. Анкету заполнили 7352 человек.
Судя по результатам, в целом по республике отмечается высокая удовлетворенность респондентов услугами электроснабжения, средняя удовлетворенность — услугами водо- и теплоснабжения, невысокая удовлетворенность услугами газоснабжения.
Электроснабжение
Удовлетворены этими услугами 78% респондентов и только 16% — нет (в 2020-м году соотношение было 73% на 24%). Уровень удовлетворенности в Вуктыле и Инте составляет 95%. Наиболее низкий уровень отмечен в Усть-Цилемском районе (удовлетворены 46%, не удовлетворены — 42%).
Основными причинами неудовлетворенности в своем муниципалитете респонденты отметили высокую и ежегодно растущую стоимость электроснабжения (48%), частые перебои (26%), низкое напряжение и скачки (16%). Также люди жаловались на отсутствие общедомовых приборов учета электроэнергии, на плохо освещенные улицы и сгнившие опоры линий электропередачи.
Водоснабжение
Довольны этими услугами 60% опрошенных, не удовлетворенны — 29% (в 2020-м соотношение было 59% на 34%). Высокий уровень удовлетворенности — в Инте, Сосногорске, Усинске, Прилузском районе (более 70%), низкий — в Княжпогостском и Ижемском районах (чуть более 30%).
Основными причинами неудовлетворенности люди назвали несоответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам (45%), растущие тарифы (30%), отсутствие централизованного водоснабжения (13%), отсутствие общедомовых счетчиков (6%). Население также пожаловалось на частые перебои в водоснабжении, на плохое качество воды, на нехватку общественных колодцев, на частые аварии на сетях, на закрытые колонки.
Теплоснабжение
Удовлетворены услугами 58% респондентов, 29% — недовольны (в 2020-м пропорция была 53% на 38%). Больше всего положительных ответов было из Инты (85%), Корткеросского района (75%) и Печоры (69%), низкий показатель — в Вуктыле (27%), где прошлой зимой замерзали люди.
Основные причины неудовлетворенности — высокая и ежегодно растущая стоимость теплоснабжения (42%), несоответствие нормативам (31%), отсутствие общедомовых приборов учета (11%). Еще 7% сообщили, что реальный расход топлива больше выделяемого населению по установленным нормативам, а 3% пожаловались на отсутствие центрального теплоснабжения. Люди также указывали на позднее включение отопления осенью, холод в квартирах, частые отключения тепла и аварии на сетях, плохую работу управляющих компаний, высокую стоимость дров и пеллетов.
Газоснабжение
Удовлетворенность услугами в 2021 году значительно снизилась: оказалась довольны услугами 40%, а недовольны — 23% (в 2020-м соотношение было 51% и 20%). Самый высокий уровень удовлетворенности отмечен в Вуктыле, Усинске, и Сосногорске (более 80%), самый низкий — в негазифицированных Воркуте (7%), Усть-Куломском районе (6%), Усть-Цилемском районе (7%), Инте (3%) и Ижемском районе (2%).
Основной причиной неудовлетворенности респонденты назвали отсутствие газоснабжения (70%), высокие тарифы (14%), отсутствие приборов учета (4%). Жители Коми также были недовольны высокой стоимостью и длительной процедурой подключения к газоснабжению или отсутствием возможности подключения к сетям, взиманием платы при проверке газового оборудования, дорогой доставкой газа в баллонах.
Инициаторы социологического исследования уточняют, что результаты опроса не являются репрезентативными, так как выборка формировалась стихийно, она не соотносится с основными социально-демографическими показателями (пол, возраст, место жительства) региона. При проведении исследования не применялась идентификация ip-адресов, поэтому есть вероятность, что некоторые респонденты заполняли анкету несколько раз.