11 мая президент России объявил о выплате единовременного пособия в размере 10 тысяч рублей всем семьям с детьми в возрасте от 3 до 15 лет включительно вне зависимости от уровня дохода. В тот же вечер после выступления Путина жители страны штурмовали сайт госуслуг, и в результате он просто перестал работать. Хотя Путин в тот день чётко и ясно сказал, что заявку на пособие можно подать с 12 мая, то есть со следующего дня, а позже ещё выяснилось, что времени на оформление выплаты достаточно, вплоть до 1 октября, а начисляться она будет с июня.
Тем не менее то ли из-за одновременных попыток войти на портал госуслуг, то ли из-за других причин сайт «лёг». Такая картина наблюдалась и на следующий день, но в перерывах кому-то получалось отправить заявку в ПФР.
Так, одна из читательниц издания sallaty.ru заметила, что сайт госуслуг работал с перебоями в течение всего единого периода нерабочих дней. Женщина предположила, что во время самоизоляции россияне, видимо, активно им пользовались. Уже вечером 11 мая, по словам уфимки, сайт зависал при попытках зайти в личный кабинет и дело никак не продвигалось. 12 мая была та же картина. Открыть портал женщина смогла только вечером: она, как и другие родители, хотела оформить заявку на получение пособия в 10 тысяч рублей на своего 14-летнего ребёнка.
Поясним, что для подачи заявления в ПФР через портал госуслуг необходимо указать в соответствующей вкладке свои данные и данные ребёнка. Данные заявителя (паспортные и СНИЛС) выводятся автоматически, а на ребёнка надо заполнить Ф.И.О., дату рождения и данные из свидетельства о рождении: номер записи акта о рождении, место государственной регистрации, место выдачи документа и дату выдачи свидетельства о рождении. Если детей двое и более, то такие данные указываются по каждому ребёнку. Также нужно заполнить реквизиты для перечисления – БИК (по нему система автоматические находит наименование банка) и номер лицевого счёта. После заполнения этих строчек нужно нажать на кнопку для отправки заявления. Однако в случае нашей читательницы система выдала ошибку, что якобы не найден СНИЛС ребёнка, хотя, по словам уфимки, она уже несколько лет пользуется сервисом для оформления документов. С такой же проблемой она столкнулась, когда попыталась отправить заявку через другой ноутбук и другой браузер. Отчаявшись, горожанка позвонила на горячую линию Пенсионного фонда по РБ.
«Не с первого раза дозвонилась по телефону горячей линии Пенсионного фонда по Республике Башкортостан. После доброжелательного приветствия первое, что сказала сотрудница ПФР: «Опять СНИЛС не выходит…». По нашему диалогу я поняла, что меня уже опередили те, кто столкнулся с такой же проблемой», – сообщила редакции родитель. По словам женщины, при всём желании помочь сотрудники ПФР даже сами не могут понять причину, из-за которой на сайте госуслуг возникает такая ошибка, и не знают, что делать в этом случае. Дело в том, что региональное отделение Пенсионного фонда не имеет прямого доступа к сайту госуслуг. Также специалист ведомства сообщила клиентке, что подобная проблема со СНИЛС появляется не у всех и, по какому принципу система выдаёт ошибку, пока неясно. Специалист порекомендовала ей попробовать ещё раз, но чуть позже, а если не получится, то записаться на приём в отделение Пенсионного фонда.
«В прошлом году через госуслуги я оформляла заявку на получение паспорта для ребёнка, которому исполнилось 14 лет, ранее оформляла загранпаспорт на ребёнка, периодически записываю на приём в поликлинику через «Госуслуги». Тут напрашивается риторический вопрос о том, почему сайт не может «запомнить», что у меня есть ребёнок с определённой датой рождения, которая подходит для назначения единовременной выплаты?» – негодует уфимка.
Точно такая же проблема с заполнением строки со СНИЛС возникла и у другой горожанки. 27-летняя Карина, у которой двое детей, не смогла оформить пособие на старшую дочь: система не принимала СНИЛС ребёнка. После заполнения всех пунктов на сайте каждый раз появлялась фраза: «Пожалуйста, проверьте информацию о детях. Информация о СНИЛС по указанным данным отсутствует».
Также не смогла оформить выплату наша коллега, корреспондент издания sallaty.ru, Регина Д. По словам девушки, воспитывающей дочку, она третий день пытается зайти на сайт. «Вчера-позавчера не могла на сайт зайти, была большая нагрузка на сервер. Сегодня удалось оформить заявление, но оно не отправляется, сохраняется в черновике. Пишет, что что-то пошло не так и нужно попробовать позже», – рассказала уфимка.
Тем не менее не все заявители сталкиваются с такой проблемой на «Госуслугах». К примеру, другая наша коллега, Гульфия Г., сообщила, что 13 мая вечером спокойно смогла отправить заявку. По её словам, через портал госуслуг она отправляла заявку впервые, ранее не вбивала данные ребёнка, всё вводила вручную, и, может, поэтому ей удалось без проблем отправить заявку.
Известно, что накануне Владимир Путин выразил недовольство работой портала госуслуг и попросил Минсвязи обратить на это внимание, как и на другие вопросы подобного рода. На данный момент работа сервиса налажена.