В Уфе, как и в Башкирии, много делается для улучшения работы общественного транспорта. Так, в прошлом году в регионе началась борьба с нелегальными перевозчиками, в этом – появилась ЕТК «Алга». Кроме того, в республике начал действовать часовой тариф (пассажиры могут ездить на разных автобусах по одному билету в течение часа) и появились новые автобусы «Башавтотранса». Тем не менее, проблемы с общественным транспортом в Уфе до сих пор есть. Это я выяснила, поездив по городу и пообщавшись с горожанами.
Мое путешествие началось с Зеленой Рощи – раньше я слышала много жалоб на автобусы и маршрутки от уфимцев, живущих в этом микрорайоне. От себя как экс-житель «зеленки» добавлю, что всегда была солидарна с жалующимися. Так, недавно я опоздала на важное занятие (выехала в тот раз я также из «зеленки») из-за того, что полчаса прождала автобус. Дело было около семи часов вечера, и я удивилась, что проблемы с транспортом начинаются здесь так рано. Тогда я оказалась не единственной ожидающей – на остановке стоял мужчина со слуховым аппаратом, спрашивающий у каждого водителя, доедет ли он до «Монумента Дружбы». После пятого «нет» он повернулся ко мне, развел руками и спросил: «Да ну что такое?». Затем, спросив у меня номера нужных маршрутов, предложил конфету (отказаться не получилось) и рассказал, что начал грызть карамельки, бросив курить. Доехать без проблем обратно у меня тоже не получилось – я возвращалась около 10 часов вечера, пришлось ехать до «Конди» на маршрутке №6, а оттуда – на маршрутке №284. Также есть вариант доехать до «Иремель» и идти оттуда пешком – казалось бы, неплохой вариант, но он устроит только тех, кто не очень торопится или не боится темных дворов. В другой раз я тоже не смогла доехать из центра города до «Рабкоров», в итоге я скооперировалась с уфимцами, которые тоже безуспешно прождали нужной маршрутки, и мы (соображали «на троих») заказали такси. Единственным плюсом всего этого стало общение и сплочение с горожанами (что опять-таки далеко не всегда спасает опаздывающих).
Сегодня я решила выяснить, сложно ли доехать от Зеленой Рощи до Демы. Около 9 утра я подошла к остановке «Рабкоров». Я открыла «2ГИС», посмотрела номера нужных маршрутов (ехать предстояло с пересадкой на остановке «Школьная») и начала ждать. Минут за 15 мимо меня проехало несколько маршруток, но ни одна не ехала в нужном мне направлении. Отмечу, что у пассажиров, которым нужно было доехать до центра города, тоже возникли сложности – за время моего ожидания проехала только одна маршрутка №234 (и ни одного автобуса №31, который едет до Телецентра), что едет от роддома №4 до ЦУМа, и ее сразу заполнили стоявшие на остановке горожане.
В итоге я села на автобус №110 С (который, кстати, не был указан в расписании). Он был забит, ситуацию осложняли чемоданы горожан (он едет в аэропорт), а улучшала – активная и доброжелательная кондуктор, то обещавшая «быстро проскочить, потому что худая», то отвечающая на вопросы пассажиров.
Доехав до «Школьной», я решила опробовать часовой тариф. Прождав минут 15, я сделала вывод: вероятно, сэкономить на второй поездке можно, но не в том случае, если торопишься – подходящего автобуса БАТа я за это время не увидела, пришлось ехать на маршрутке. Не были отображены они и в расписании, потому можно сделать вывод, что разобраться с транспортом иногороднему жителю у нас не просто – информация на табло около остановок не всегда соответствует действительности.
Отмечу, что «ПАЗиков» и «ГАЗелек» от «Школьной» едет довольно много. Я поехала на маршрутке №235 – старенькой, не очень чистой, но полупустой.
В Деме я вышла на остановке «Южный рынок». Там я поинтересовалась у местных жителей, есть ли у них проблемы с общественным транспортом. «До центра не трудно доехать, маршрутки №257к каждые пять минут ходят», – сообщили мне местные жители. Однако оказалось, что все хорошо здесь не всегда. «Вечером сложно выехать из Демы и доехать обратно, мало автобусов», – рассказала уфимка Мария.
Из Демы я решила доехать до Гостиного Двора. Маршрутка №257к приехала быстро, как и обещали горожане. Однако в ней, несмотря на миновавший «час пик» (в маршрутке я оказалась почти в 11 утра), было довольно много людей. Дорога до остановки «Советская площадь», что находится неподалеку от «гостинки», заняла у меня минут 40 – пробок на дорогах не было, часом ранее на нее явно ушло бы больше.
Затем я дошла до остановки «Гостиный Двор» и решила выяснить, как часто от нее ходят маршрутки в разные части города. 15-минутный мониторинг показал, что до Инорса транспорт ходит довольно часто (есть варианты поехать на маршрутках №290, №227, №207). Однако, как рассказала уфимка Екатерина, ежедневно добирающаяся от остановки «ДОК» (Инорс) до «Гостиного двора», проблем с транспортом у местных жильцов не мало. Она отметила, что доехать с ее остановки до ГД можно на автобусе №226, но он ходит редко, а маршрутки с тем же номером отменили. Кроме того, в маршрутках №207 очень тесно. Екатерина отметила, что раньше это были «ПАЗики», а потом их заменили на «ГАЗели». Теперь они приходят к остановке уже полными, и зайти в них часто просто невозможно. «Есть еще «ПАЗик» №272 и автобус №290, но они заезжают в Черниковку, это сильно увеличивает затрачиваемое время. Я работаю преподавателем в университете, чтобы не опоздать на пары, езжу на маршрутке №298, но она не заезжает на Гостиный двор, едет по Цюрупа. Чаще всего приходится ехать на нем и добираться часть пути пешком. Когда беру с собой на проверку студенческие работы, пакет получается тяжелый, это дополнительно осложняет ситуацию», – отметила она. Екатерина сообщила, что на дорогу у нее уходит около полутора часов – в том случае, если нет пробок. С учетом заторов женщина тратит на дорогу почти полдня.
Отмечу, что на остановке «Гостиный Двор» (в сторону «Центрального рынка») у пассажиров и водителей есть дополнительные трудности. На участке останавливается много маршруток, часто образуется толкучка. В итоге горожанам приходится торопиться на входе и выходе из транспорта, а водителям – ждать впереди стоящих коллег. Отдельно скажу о новом остановочном павильоне. Сначала он мне понравился – чистый, новенький, глаз радуется… но вот сидеть на нем холодно – на остановке установлена железная скамейка.
От «гостинки» я решила доехать до Затона. За время ожидания я сделала вывод, что проще всего туда добраться на маршрутке №284 – она ходит с промежутком в 10-15 минут. Также, по данным «2ГИС» можно сесть на автобус №30, однако возле Гостиного двора я его не видела, заметила я его лишь в Затоне, уже на обратном пути. Дорога до микрорайона (я вышла на остановке «Республиканская школа-интернат спортивного профиля№5») заняла у меня минут 40, заторов на дорогах не было, а маршрутка оказалась полупустой.
Мнения уфимцев о работе общественного транспорта в Затоне разделились. Так, одна из местных жительниц сообщила мне, что доехать из их микрорайона до, например, центра города, не составляет труда. «Маршрутки ходят часто, можно доехать до Округа Галле, а там сделать пересадку до нужного места. До других районов – до Инорса, например – уже сложнее. Ездит транспорт где-то до девяти, но особых проблем нет», – сообщила она. Наш корреспондент, живущая неподалеку от остановки «Гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова» отметила, что от нее доехать до Затона весьма проблематично – потребуется пересадка. Для некоторых же жителей микрорайона общественный транспорт – настоящая проблема.
«Как транспорт ходит? Да катастрофа, просто катастрофа! Микрорайон разрастается, дома новые появляются – а маршрутки как ходили, так и ходят. После 10 вечера можно только на такси до Затона доехать, молодежи сложно – у меня сын и дочь каждый день мучаются. Некоторых маршруток полтора часа приходится ждать», – поделилась уфимка Людмила.
Добавлю, что в Затоне за 15 минут мониторинга я увидела несколько маршруток, идущих до Гостинки, две-три – до Инорса через Сипайлово и только одну, идущую до Центрального рынка.
Затем я решила вернуться на маршрутке №284 к точке начала исследования, в Зеленую Рощу. Путь занял минут 40-50, ждать транспорт пришлось примерно минут 15.
Добавлю, что иногда в уфимском общественном транспорте возникает настоящая давка. Как отметил один из корреспондентов sallaty.ru, недавно в городе появились новые единицы «Башавтотранса» №57. «Раньше это были обычные большие автобусы, а новые оказались совсем маленькими. Недавно ехал на таком от остановки «Минская», людей было много, было очень тесно, началась давка, стало буквально нечем дышать, люди ругались и жаловались. В автобусе была еще и кондуктор, так она вообще не могла пролезть через пассажиров», – поделился он. Корреспондент отметил, что иногда люди просто не могут зайти в автобус. «Как-то кондуктор сказала водителю, чтобы он проезжал мимо остановок – людям было некуда зайти. Я так полагаю, что эта ситуация приведёт к тому, что люди просто не смогут никуда уезжать или будут опаздывать», – поделился он.
Другая наша коллега отметила, что недавно увидела аналогичную картину в автобусе №266. «Стояла на остановке УКСИВТ как-то вечером. Минут через 5-10 пришел автобус, в котором уже было много людей. На остановке было много студентов, половина даже не смогла зайти. Мне пришлось дойти до Айской и ехать оттуда», – поделилась она.
Напомним, недавно в автобусе №9 возникла такая давка, что пожилой женщине пришлось с улицы буквально заталкивать пассажиров в салон. «Как в китайском метро», «Впихнуть невпихуемое», – высказались тогда горожане.
От себя добавлю, что сама не раз замечала толкучку в транспорте – например, когда ехала из Сипайлово (куда, кстати, транспорт ходит довольно неплохо) или от остановки «Микрорайон Молодежный» (оттуда часто нелегко уехать по выходным или по вечерам в будни) в сторону центра.
Напомним, недавно «Башавтотранс» получил 90 новых автобусов марки Vector NEXT. Всего в этом году перевозчику выдадут 527 единиц стоимостью 2 млрд рублей. 418 из них предприятие уже получило, оставшиеся 109 поступят до конца года. Как сообщили нам на предприятии, проблемы с автобусами в городе связаны не с нехваткой новых машин, а с дефицитом персонала. «Мы постепенно закупаем новые партии автобусов, старые при этом не списываются, расписание не меняется. Не хватает водителей и кондукторов, поэтому новые машины иногда невозможно выпустить на линии. В этой связи мы объявили новый набор персонала», – рассказали в БАТ.