Дистанционное обучение в вузах Уфы: Студенты и преподаватели университетов рассказали о преимуществах и минусах

04.11.2020 4:59 1

Дистанционное обучение в вузах Уфы: Студенты и преподаватели университетов рассказали о преимуществах и минусах

Из-за сложной эпидемиологической обстановки по коронавирусу и увеличения числа заражённых COVID-19 среди студентов власти Башкирии продлили дистанционное образование в вузах.

Напомним, выйти на очное обучение после продолжительного дистанта студенты должны были 1 ноября. Как ранее сообщал sallaty.ru, из недавнего отчёта министра образования и науки республики Айбулата Хажина следует, что сейчас в учреждениях высшего образования ежедневно регистрируют от 30 до 50 новых случаев заражения. Поэтому всех студентов с первого по предвыпускной курс было решено перевести снова на дистанционку. По выпускным курсам решения будут принимать в зависимости от специфики учёбы и эпидемиологической ситуации.

Редакция sallaty.ru пообщалась со студентами ведущих вузов Башкирии и узнала их мнение по поводу продления дистанта, а также выяснила, как строится их учебный процесс и адаптировались ли они к новым условиям.

Марк, магистрант 1 года обучения магистратуры Башкирского государственного университета: «Дистанционный формат обучения мне очень нравится. Большим плюсом для меня является то, что есть возможность одновременно учиться и работать. Также не приходится тратить деньги и время на проезд. Я поддерживаю идею продления дистанционки. Процесс обучения, по сравнению с прошлым учебным годом, заметно улучшился. Если весной большая часть преподавателей просто отправляла нам на электронную почту задания и требовала выслать ответ в определённый срок, то сейчас у нас проходят полноценные лекции в приложении Zoom.

Недостатком, пожалуй, можно назвать технические неполадки. К примеру, нам приходится слушать онлайн-лекции лишь 40 минут, а затем видеоконференция обрывается, потом мы снова подключаемся. Иногда программа может зависать, пропадает звук, но все уже к этому привыкли. Что касается нехватки преподавателей, она действительно ощущается. По каким-то причинам несколько сотрудников нашего факультета уволились, их предметы ведут уже другие преподаватели, которые зачастую жалуются, что это не их профиль. Несколько преподавателей действительно заболели, в основном это пожилые люди, но на процессе обучения это не отразилось. Минусом дистанционного обучения для меня также является и то, что у меня нет возможности полноценно контактировать с моим научным руководителем. Мы общаемся с ним по видеосвязи, но всё-таки живое общение это не заменит. Также отмечу, что большим недостатком стало отсутствие практической части обучения. Пока никто не может сказать, как именно будет проходить у нас практика. В стены вуза я бы возвращаться не стал, поскольку эпидемиологическая ситуация в республике действительно ухудшилась. Конечно, очень не хватает живого общения с одногруппниками, но всё же здоровье сейчас гораздо важнее».

Александра, студент 4 курса БашГУ: «Мне нравится учиться в таком формате, потому что мне не приходится тратить время на дорогу до университета, это очень экономит время, которого мне часто не хватает из-за большого количества заданий по учёбе и работы. Тем более так меньше риск заболеть коронавирусом. Если честно, я даже рада, что дистанционное обучение продлили. Это очень удобный вариант для тех, кто совмещает учёбу с работой.

По сравнению с весной сейчас процесс обучения улучшился. Тогда всё было неорганизованно, просто всем на голову свалилось всё разом, казалось, студенты и преподаватели были в растерянности. Сейчас же всё более спокойно. Преподаватели проводят лекции онлайн, а весной они просто отправляли задания, и студентам приходилось самим изучать материал. Это облегчило процесс обучения, по моему мнению.

Среди моих одногруппников никто не болел ещё. Но я не знаю, как обстоят дела у других курсов и групп. Однако практически все преподаватели с нашего факультета, которые регулярно ездили в университет этой осенью, заболели. Из-за этого у нас пропало много пар. Последние две-три недели у нас постоянно отменяли занятия. Были случаи, когда заболевших заменяли другие преподаватели.

Я довольна таким форматом обучения и хотела бы продолжить учиться так. Но лучше уж, чтобы никто не болел. Этим летом у меня будет защита диплома, я бы хотела защититься очно, а не онлайн. Надеюсь, к этому времени ситуация с коронавирусом стабилизируется».

Елена, магистрант 1 года обучения магистратуры БашГУ: «Как я отношусь: вполне положительно. Специфика гуманитарного образования такова, что тут большая часть материала даётся лекционно, не требуется лабораторных работ при преподавателе или вроде того. В дистанционном формате она сохраняется, но в безопасных условиях для присутствующих.

К продлению я бы отнеслась, скорее, положительно, поскольку, как можно видеть, пришла вторая волна коронавируса и заболевает по 90 человек ежедневно. В таких условиях нужно особенно учитывать вопросы жизни и здоровья, а с таких позиций возможен только вариант дистанционки. И нехватки преподавателей не наблюдается».

Ангелина, студент 3 курса БашГУ: «Я нейтрально отношусь к продлению дистанционного образования. С нового семестра учебная нагрузка нормализовалась. Наконец-то преподаватели увидели разницу между онлайн-обучением и дистанционным обучением.

Могу сказать, что, когда нас только-только перевели на дистанционку, было именно онлайн-обучение – студенты занимались сами, а преподаватели просто отправляли задания и оценки. Сейчас видна работа, родное взаимодействие с преподавателями. Сейчас стало так, как раньше было при очном обучении. Расписание, лекции, практики – всё по нормативу. Только сидим дома и не тратим время на дорогу и пробки».

Азат, магистрант 1 года обучения магистратуры БашГУ: «К продлению дистанционки отношусь положительно. Но стоит сделать скидку на факультет, в котором я учусь. Гуманитарные науки можно осваивать и дистанционно в полной мере. А вот будь я на более точных науках или вовсе в меде, то там, конечно, был бы раздосадован и относился бы уже негативно к продлению дистанционки.

Сейчас для дистанционки есть все инструменты: и компьютер, и Интернет, и электронные учебники. Но опять же, скидка на местоположение. Жил бы я в деревне, то там бы уже могли возникнуть проблемы с Интернетом и всей дистанционной системой в целом.

В преподавателях нехватка не ощущается, их хватает. А вот в живом общении с людьми (будь то преподаватели или студенты) – да. Всё-таки школа и университет – это не только знания, но ещё и социализация, огромное количество мероприятий, активности и другой внеучебной деятельности. Поэтому как магистрант, который успел поймать свои золотые студенческие годы бакалавриата в стенах университета, я всё же рад, что времена дистанционки для меня выпали в самый подходящий для этого переходный момент – от жизни студенческой к дальнейшей жизни с работой и другими радостями. Такая буферная зона, где ты можешь уже полноценно начинать работать, но при этом ещё и доучиваться в университете без ущерба ни для работы, ни для учёбы. В общем и целом, я более чем доволен».

Алина, студент 3 курса Башкирского государственного медицинского университета: «Я отношусь к дистанционному обучению крайне положительно, потому что у меня появилось время не только на учёбу, но и на работу. Хотя изначально это мне казалось абсолютно невозможным. Сейчас получается всё совмещать. На очное обучение переходить я, если честно, уже не вижу смысла, потому что и так можно получать информацию.

Весь процесс обучения у нас протекает так же, как и весной. Мы занимаемся по Teams, все пары проходят там, даже физкультура у нас проходит дистанционно: мы делаем всякие рефераты по этой дисциплине. В других университетах, например, занимаются на камеру или скидывают скрины, где они по 10 000 шагов проходят в день. Наша группа отказалась от подобного, чему я очень не рада.

Нехватки в преподавателях нет, всё по-старому. Только на старших курсах начали появляться новости, что преподаватели умирают, причём непожилые. Это на старших курсах, где уже занимаются по узким специальностям, например по хирургии. Многие болеют. В моей группе уже четверо переболели именно ковидом. Преподаватели тоже болеют, это видно по их состоянию, когда они ведут пары. Наверно, это потому, что мы медики и у нас всё связано с больницами. Я довольна дистантом, вернулась бы в вуз только ради встречи с одногруппниками. Так у меня на всё хватает времени, чему я рада».

Александра, магистрант 1 года обучения БашГУ: «Изначально к идее дистанционного обучения я отнеслась с некоторой долей скепсиса. Я понимала, что любое техническое средство несовершенно. На первых порах возникали сложности с освоением Zoom. Но со временем я всему научилась. Уже привыкла к иногда возникающим техническим неполадкам и теперь даже стала находить плюсы в дистанционном обучении. Например, освободилось время, которое я раньше тратила на поездки. Я уже молчу о безопасности для здоровья. Конечно, мне не хватает живого общения с одногруппниками и преподавателями. Но возвращаться в университет именно сейчас, когда ситуация с коронавирусом не только не улучшилась, а стала хуже, мне не кажется правильным. Думаю, многие со мной согласятся».

Мы пообщались с преподавателями двух ведущих вузов республики и узнали их позицию по продлению дистанционного обучения. По словам сотрудников вузов, администрации учебных учреждений каждый раз подготавливают и корректируют директивы в соответствии с новыми редакциями указа главы Башкирии, Роспотребнадзора, Минздрава РБ. В вузах большинство людей стараются соблюдать меры безопасности, в том числе обрабатывают руки дезинфектором, носят маски, соглашаются на измерение температуры (хотя градусники не всегда работают хорошо). Один из преподавателей рассказала нам, что в вузе им выдали только три маски, больше бесплатных средств индивидуальной защиты не было. Однако, по словам женщины, эти маски просвечиваются насквозь, поэтому она носит свои.

Мария, преподаватель одного из вузов Уфы (имя изменено по желанию преподавателя – прим. ред.): «В нашем вузе я не встречала ковид-диссидентов. С нарастанием числа заразившихся даже не приходится объяснять необходимость ношения масок. Если у кого-то из студентов их нет, в ряде случаев это может объясняться денежными затруднениями.

Вразрез с директивами администрации по соблюдению дистанции, отмене массовых мероприятий идут требования пройти медосмотр. Многие сотрудники сейчас на больничном, однако требование пройти осмотр не отменено. Полагаю, что это продиктовано договором между вузом и медицинским учреждением, осуществляющим услуги по медосмотру. По отзывам сотрудников, медосмотр проводится «для галочки». На осмотр сотрудников отправляют организованно, кафедрами, по расписанию, установленному для факультетов, друг за другом. Думаю, что очереди здесь неизбежны.

При этом в вузе требование соблюдать санитарные правила остаётся жёстким и соблюдается почти всеми. Если заболел кто-то из студентов группы или преподаватель, который вёл занятие в этой группе, все уходят на самоизоляцию на две недели, независимо от того, заразились ли другие. На прошлой неделе два потока двух разных факультетов ушли на самоизоляцию.

Хочу отметить, что преподаватель может влиять на студентов, но не на охранника, например, или техничку. Мы видим, что государство старается. Но финансирование недостаточное. Я не уверена, что кто-то извне осуществляет контроль за всеми мерами профилактики.

Что касается непосредственно занятий: самая большая трудность – отсутствие непосредственного контакта, что осложняет формирование умений и навыков. Знания можно передавать в Zoom, но сложные педагогические навыки не сформируешь без тренировки студента в работе с живой группой. Преподаватели сильно загружены проверкой огромного количества письменных работ. В дистанте и студенты, и преподаватели много времени проводят за компьютером, что неизбежно сказывается на зрении и общем состоянии здоровья».

Что касается инструментов цифрового обучения, то, по словам преподавателя, здесь всё определяется возможностями и умениями каждого конкретного преподавателя. Сайт дистанционного обучения с начала этого учебного года работает гораздо лучше, признаётся она. Также ей нравится, что администрация вуза не ограничивает сотрудников в выборе информационных ресурсов. «Я использую разные цифровые площадки и инструменты для проведения занятий в зависимости от специфики курса и педагогических задач. Тем не менее, было бы неплохо вузу приобрести хотя бы программу Zoom, где технических сбоев в видеоконференциях существенно меньше, чем в других ресурсах», - говорит преподаватель.

Алина, старший преподаватель вуза (имя изменено по желанию преподавателя – прим. ред.): «В современных условиях эпидемиологической обстановки дистанционное обучение, к сожалению, стало единственной возможной формой взаимодействия студентов и преподавателей. Для того чтобы организовать учебный процесс, необходимы определённые усилия со стороны участников. В прошлом учебном году мы уже успели опробовать некоторые возможности дистанционного обучения, поэтому сейчас сложностей намного меньше.

Самым главным минусом, на мой взгляд, остаётся отсутствие прямого контакта со студентами, очень не хватает живого, непосредственного общения и той особой учебной атмосферы, которая обычно царит на занятиях. Но плюсом является то, что наши студенты даже в условиях дистанционного обучения остаются собранными и заинтересованными, поэтому учебный процесс проходит без форс-мажорных ситуаций».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Акционеры одобрили регистрацию «Ленты» в калининградском «офшоре» «И магазины с отдельным входом»: оперштаб об изменениях в режим самоизоляции Из-за коронавируса горвласти перенесли на 2021 год капремонт 4 улиц «Трезвый географ»: Алексей Иванов о романе про Пиллау и привлечении туристов Калининградцы вышли с одиночными пикетами против обнуления сроков для Путина

Лента публикаций