Примеры, которые приводит газета «Череповецкая истина», вызывают шок и трепет. По данным издания, за три недели апреля на продажу выставлено более 70 коммерческих организаций, до недавнего времени считавшихся вполне благополучными.
Впрочем, называть это продажей затруднительно. Правильнее говорить о стремлении любой ценой избавиться от того, что раньше было бизнесом, а сейчас стало чем-то вроде камня на шее утопающего. К примеру, популярная кальянная в центре Череповца продается за смехотворные 500 тысяч рублей. За столько же в городе металлургов можно приобрести салон цветов с многолетними партнерскими связями. А свадебный салон на ул. Ленина уступят за 480 тысяч рублей вместе со всем «новобрачным» товаром. В быстро растущей очереди на продажу замечены также рестораны, парикмахерские, магазины одежды и обуви. Нет здесь разве что ритуальных компаний: спрос на гробы и могилы остается стабильно высоким…
Эти примеры убеждают, что вологодский малый бизнес не верит заверениям властей о готовности разделить с предпринимателями тяготы «коронавирусного» периода. Опыт 2008-го и 2014 годов красноречив: в острой фазе государство в первую очередь помогает крупным предприятиям и банкам, какие-то крошки с барского стола могут получить строители, торговцы, аграрии. Но малый бизнес, во имя которого тридцать лет назад вдребезги расколошматили советскую экономику, вместо помощи и на сей раз получит ядреный кукиш с циничным напутствием «Оставайтесь дома!»