Архиерейский собор Русской православной церкви, который, как ожидается, пройдет в середине ноября, рассмотрит вопрос об отказе от освящения оружия. Как пишет «Интерфакс», об этом сообщил зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
По его словам, пленум Межсоборного присутствия, прошедший в Москве, утвердил документ «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», который ранее прошел широкое обсуждение и где было предложено благословлять не оружие как таковое, а военнослужащих на служение.
«Благословение оружия осуществляется церковью в контексте благословения именно ратных трудов, которые несут военнослужащие. Подчеркивается, что церковь благословляет ратные труды всех воинов, независимо от того, в каком роде войск они несут свое служение», — цитирует информагентство Кипшидзе.
Межсоборное присутствие — совещательный орган Московского патриархата, принимающий участие в подготовке решений Русской православной церкви по наиболее важным вопросам внутренней жизни и внешней деятельности церкви.
В феврале 2020 года сообщалось, что Межсоборное присутствие РПЦ подготовило проект документа, в котором предложено отказаться от освящения некоторых видов оружия.
«Не отражено в традиции православной церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для „освящения“ любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе, оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения», — как пишет «Интерфакс», так говорилось в проекте.
Вместе с тем документ называл уместным благословение средств передвижения, используемых военными на суше, на воде или в воздухе, поскольку при этом речь идет не об освящении пушек, реактивных снарядов или средств бомбометания, а о сохранении жизни воинов.
В проекте также отмечалось, что молитва о воинах, в отличие от освящения оружия массового поражения, является устойчивой церковной практикой, причем эта молитва совершается как в ежедневных богослужениях, так и особенным чином, — во время брани. Кроме того, «церковной традиции соответствует благословение воина на несение ратной службы».