Тёмная для Алиханова: в Калининграде открылся кинофестиваль «Край Света» (фото)

01.05.2021 9:19 1

В Калининград вернулся кинофестиваль «Край Света. Запад». В прошлом году его отняла у нас пандемия, на возвращение мы почти не надеялись, но, к счастью, оно случилось. Впереди — неделя бесплатных показов в драмтеатре, лекции и дискуссии о кино, а также работа творческих мастерских для детей и подростков. «Новый Калининград» рассказывает, как прошло открытие фестиваля, кто решил устроить тёмную для губернатора и почему нам всем стоит почитать инструкцию по применению подростков.

«Эта дискотека должны быть невозможной», — такой песней Нины Карлссон открывался первый «Край Света» в Калининграде, но, кажется, в 2021 году она бы подошла куда лучше. Эта «дискотека» действительно должна быть невозможной: ковидные ограничения продолжают действовать по всему миру, эксперты трубят о третьей волне коронавируса в России, по просьбе Роспотребнадзора президент объявляет затяжные каникулы. В конце концов, отменяется старший брат калининградского фестиваля — «Край Света. Восток» на Сахалине — пандемия потрепала бюджет региона и на кино там попросту не осталось денег. Кажется, нам самим было бы легче поверить в отмену фестиваля, чем в то, что он всё-таки состоится. За ковидный год мы настолько отвыкли от светских событий, что вся предфестивальная суета в холле драмтеатра кажется розыгрышем, ведь это первое большое мероприятие в Калининграде с тех пор, как какой-то китаец купил на уханьском рынке то ли панголина, то ли летучую мышь.

На сцене — молодой человек за письменным столом. Перед ним — большая запечатанная коробка с надписью «фестиваль» и камера на штативе: он готовится записывать так называемый анбоксинг. «Анбоксинг — зафиксированный в видео- или фотосъёмке процесс распаковки нового товара», — с механической вежливостью сообщает из колонок голос Сири. Он же поясняет, что анбоксинг стал чрезвычайно популярным жанром в интернете, а большинство записей публикуются молодыми мужчинами. И если на YouTube мы привыкли видеть анбоксинги техники, косметики или какой-нибудь ерунды с AliExpress, то сейчас нам обещают распаковать целый кинофестиваль. Клейкая лента с треском отрывается от коробки, сцена разворачивается, и очутившаяся на ней калининградская группа Hellomishel играет почти просветительское «Я покупаю в магазине регулярно контрацептивы — я не хочу к врачу». Видимо, из-за коронавирусного съёживания бюджета пришлось обойтись без Нины Карлссон и СПБЧ, которых привозили на фестиваль в 2019 году, но, может, оно и к лучшему. Организаторы «Края Света» не раз говорили, что хотят делать демократичный фестиваль для жителей региона и про них, так почему бы в довесок не играть музыку местных музыкантов, если они хороши.

Как и к любому новому товару (у нас продолжается анбоксинг) к фестивалю прилагается инструкция. Её незамысловатый, но важный текст транслируется на экран над сценой: «Позвольте нам рассказать вам, как правильно смотреть на подростков. Смотрите на них с любовью. Для этого нужно уметь смотреть с любовью на себя и на мир вокруг. Смотрите на подростков с поддержкой. Для этого нужно уметь поддерживать себя и слышать других. Смотрите на подростков для контакта, а не для контроля. Для этого нужно не пытаться контролировать всё вокруг, а попробовать чувствовать, допустить, что ваше мнение может не совпадать с мнением других. И главное — проводите время с подростками. Например, на нашем фестивале». Именно подросток — молодой человек, пытающийся понять мир, в который он попал не так давно, и которому вскоре предстоит этот мир менять, — теперь и есть главный объект интереса фестиваля.

Такую фокусировку генеральный продюсер «Края Света», а с недавних пор ещё и художественный руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович объясняет не только пресловутой проблемой отцов и детей, но и «сменой поколений человечества». «Есть понятие поколений. Тысячелетия мы жили с этим представлением — дедушка, мама, я, дети, внуки и так далее. И жизнь как-то плавно перетекала от одного поколения к другому, с какими-то небольшими изменениями. Конечно, последующее поколение всегда посмеивалось над предыдущим, но, в общем, весь накопленный опыт как-то передавался, — заявляет он со сцены. — И вот мы с вами, как нам кажется, оказались в удивительной временной точке, которую я бы назвал сменой поколений человечества. С развитием цифровых технологий, со всем тем, что происходит сегодня в мире, со всем человечеством, с cancel culture, знаете, есть такая история — отменяется огромное количество произведений искусства, потому что они не укладываются в новую этику и так далее. То есть с нами происходят какие-то тектонические сдвиги. И в этой ситуации мы сегодня все в этом мире подростки. Мы с вами не очень хорошо понимаем, как в этом мире существовать, мир перестает быть линейным. В этом мире происходит что-то, с чем никак не коррелируется опыт, накопленный человечеством прежде. И те люди, которых мы называем подростками, эйджизм сейчас это называется, люди одиннадцати, двенадцати, тринадцати, четырнадцати лет, они в этом мире не обременены тем опытом, которым обременены мы, взрослые. Они ориентируются куда лучше, быстрее. точнее и интереснее. <...> Мы действительно сегодня не знаем почти ничего. У многих это вызывает панику, но на самом деле это прекрасно. Впереди что-то, о чём мы даже не можем помыслить».

Зрители громко и, кажется, соглашаясь, аплодируют и Алексей Агранович передаёт слово «исторически самому молодому губернатору». Антон Алиханов смотрит в зал, где сидит почти сотня участников творческих мастерских «Края Света» и виновато шелестит в микрофон: «Надо было, конечно, предупредить, что столько подростков будет, потому что я подписал документ, по которому они с 4 по 7 мая в школы все пойдут. Мне сейчас они тёмную на выходе устроят. Простите, пожалуйста». Кстати, творческих мастерских в этом году пять, и, действительно, их участники вряд ли успеют посетить школу на этой неделе — занятия во многих мастерских идут целый день. Как и на прошлом фестивале, там совершенно бесплатно обучают основам игрового и документального кино, анимации и градоустройства, но по уже озвученному правилу записаться туда могли только дети. Результаты трудов обещают показать на закрытии фестиваля.

Внезапно губернатор начинает откровенничать и продолжает мысль Алексея Аграновича о том, что все сегодняшние взрослые — на самом деле подростки. «Вы не представляете, каким подростком себя чувствовал я в прошлом году, потому что уровень фрустрации и непонимания, что вообще происходит вокруг, какие решения принимать, они были похожи на какие-то подростковые: „Ну а теперь плыви сам“. Это было очень похоже на ощущения, наверное, всех подростков», — признаётся Антон Алиханов.

Тем временем анонимный блогер, «распаковывающий фестиваль», продолжает запись своего влога и достаёт коробки с жюри: подростковым, учительским и профессиональным. Первое будет курировать актриса и режиссёр Надежда Михалкова. Она честно говорит, что не умеет наставлять и учить, чем мгновенно заслуживает звание «идеальной женщины» от Алексея Аграновича. За работу учительского жюри отвечает журналист, бывший главный редактор журнала Esquire Филипп Бахтин. В составе профессионального пока что писательница Анна Старобинец, драматург, герой туристических промороликов Калининградской области и постоянный даритель фуражек Музею Мирового океана Евгений Гришковец, а также актёр Артём Ткаченко, долго вспоминающий в микрофон, как в юности он читал Пушкина со сцены калининградского драмтеатра (Артём Ткаченко родился и вырос в Калининграде).

Конкурсная программа состоит сплошь из новых фильмов, но открыть «Край Света» решили драмой «Гавр», снятой Аки Куриосмяки в 2011 году. «Мне кажется, это один из лучших фильмов Аки, — рассказал „Новому Калининграду“ программный директор фестиваля Алексей Медведев. — Он недооценен и почти не был показан в России, а в этом году у него десятилетний юбилей. Это фильм о дружбе пожилого француза и подростка-нелегала, который пытается перебраться из Франции в Англию, чтобы воссоединиться со своей семьей. Это история со счастливым концом, она внушает оптимизм в наши непростые времена и подходит для всех возрастов, поэтому мы решили сделать „Гавр“ фильмом открытия». Алексей Медведев поднимается на сцену, чтобы представить картину, и первым делом извиняется за свой внешний вид: «Извините, я не знал, что мне надо будет выходить на сцену, хотя пиджака и галстука у меня всё равно нет». Правда, извиняться тут не за что. Можно только порадоваться, что у программного директора «Края Света» нет галстука, а у самого фестиваля — сводящих зубы протокольных речей, красной дорожки с сегрегирующим забором и закрытых вечеринок у моря для московских знаменитостей. Пожалуйста, пусть так и остаётся.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Госдуму внесен законопроект о выведении из-под контрсанкций дефицитных товаров Вечерний @Калининград: заброшенная администрация, скриншот телевизора и против МВД Прокуратура требует закрыть судебный процесс по делу экс-директора лицея № 49 У границы задержали троих россиян, которые пытались ночью нелегально попасть в Польшу Музей Мирового океана побил свой рекорд по посещаемости

Лента публикаций