Четверг губернатор Калининградской области Антон Алиханов провёл на юго-востоке области — пробежался по ремонтируемому центру Железнодорожного в компании чиновников, журналистов, местных жителей и симпатичной дворняги. Затем перебрался в Правдинск и уже там изучил центр города в сопровождении чиновников, журналистов и священника, но без жителей и собаки. Корреспондент «Нового Калининграда» затесалась в эту весёлую делегацию, чтобы подробнее узнать о ремонте Железнодорожного и благоустройстве Правдинска.
Полдень в Железнодорожном. На площади у стенда с визуализацией благоустройства центра посёлка топчется дюжина местных жителей — обсуждают проект, ремонт и наседают на главу регионального Фонда капремонта Оксану Астахову. Увидев журналистов, некоторые переключаются на них.
«Мне нужен журналист „Калининградской правды“! Я писала в „Калининградскую правду“!» — кричит пожилая женщина в толпу представителей СМИ. Никто не решается ей сказать, что газеты «Калининградская правда» больше не существует. Всем, кто готов слушать, женщина рассказывает, что в Железнодорожном закрыли баню. Вроде как на ремонт, а вроде как и совсем, и это большая проблема.
Рядом ворчит другая пожилая дама. Её зовут Фаина Филипповна, и она охотно рассказывает, что живёт в другой части посёлка в доме 1856 года, который власти готовы отремонтировать только в 1929 году, а надо бы уже вчера, потому что дом далеко не в лучшем состоянии. А на ул. Советской провалилась дорога, и мост там совсем плох — автобусы больше не ходят, и пожилым людям приходится из одного конца посёлка в другой в больницу идти пешком.
«Никому ничего не надо. Когда ходил автобус, он больше половины пути их провозил. А сейчас ничего нет у нас. Живут как собачата! А это всё показуха!» — кивает она на ремонтируемый квартал.
Ближе к строительным лесам на одной из улиц — новое скопление людей. Чиновники репетируют свои презентации — по газу (Железнодорожный должны вскоре газифицировать) и по капремонту. Оксана Астахова ходит между стендами с визуальными проектами домов (два шага в одну сторону, два шага в другую) и командует помощником: «Раз-два, я здесь, а ты этот переворачиваешь, пока я про тот рассказываю». Молодой человек пытается сообразить, что именно и куда переворачивать и как менять. Вокруг толпа местных жителей — каждый хочет посмотреть на проект своего дома, а потом обсудить его с соседями. Большинство отходят довольные. Под ногами путается чёрно-рыжая дворняга, которой, похоже, просто нравится эта редкая для Железнодорожного суета.
Когда наконец появляется губернатор Антон Алиханов, вся эта масса приходит в движение и живым коконом облепляет главу региона. У первого стенда Алиханов слушает про газ: 7 км газопровода уже построено, заканчиваются работы в посёлке Новостроево, дальше газ тянут уже в центр Железнодорожного. Завершить строительные работы подрядчик планирует к апрелю, осенью 2020 года намечена официальная сдача объекта. На сегодня построено 100 из более чем 500 вводов.
Куча мала с губернатором в центре перетекает к презентации капремонта. Переход между стендами по плану Астаховой не удаётся — мешает большое количество людей, в итоге уютно себя, похоже, чувствует только трущаяся между чиновниками дворняга. Внешний вид домов Железнодорожного утвердили только к концу лета, так что многие видят презентуемые изображения впервые.
«С жителями всё согласовано, всем нравится, поэтому идём в этой тенденции», — рапортует Астахова. На картинках — веселые цветные домики с снежно-белым декором и аккуратными окошками. Министр строительства Сергей Черномаз рассказывает, что по программе конкретных дел в центре Железнодорожного уберут с улиц все провода и прочие лишние элементы на фасадах. Все кабели уйдут под землю. Брусчатку на старых улицах обещают переложить и обустроить тротуары с гранитной крошкой, максимально сохранив оригинальную плитку.
Губернатор со свитой собирается было прогуляться и лично посмотреть на ремонт, но моментально оказывается в плотном кольце и слушает обращения жителей. Одной из первых до тела главы региона добирается женщина, сражающаяся за баню. Алиханов внимательно выслушивает её и даёт поручение разобраться с баней. А потом, узнав, что в Железнодорожном проблемы с канализацией, велит ещё и решить вопрос с локальными очистными. Другие проблемы — «ничейные» сараи, которые хорошо бы снести, индивидуальный дом в центре квартала, который пожилая хозяйка не может отремонтировать. Губернатор обещает что-нибудь придумать. Когда к центр толпы пробирается женщина с вопросом о ветеринарной службе, в задних рядах раздаётся шипение: «Опять она! Уберите её оттуда!».
В конце концов вырвавшись из окружения, Антон Алиханов отправляется на быстрый осмотр центра. Позади трусят чиновники, помощники, журналисты, местные жители и чёрно-рыжая дворняга. Главе региона показывают, какие будут ставни, крыши и цоколи, как будут выглядеть двери и окна. Делегация ожидаемо останавливается около руин многострадальных фахверковых складов.
«Маслов! Где Маслов? Давай на авансцену», — оглядывается в поисках главы Службы охраны памятников губернатор.
«По вашему поручению идём по процедуре изъятия...» — начинает отчитываться Евгений Маслов, оказавшийся за спиной губернатора.
По его словам, собственники пообещали в ближайшее время выйти с техникой и до конца года восстановить объекты, но веры им нет. Хотя если они всё же восстановят склады, суд встанет на их сторону и не даст изъять объекты. Алиханов говорит, что он не против, но не хотел бы, чтобы это была просто имитация работ ради суда.
«Докажем, что это имитация, но разбирать его надо всё равно», — вздыхает Маслов.
«Разбирать и восстанавливать обратно, правильно?» — уточняет Алиханов.
«Проект есть согласованный. Я не за них, не за них», — уверяет Маслов.
«Евгений Александрович, приведите человека ко мне. Человека ко мне приведите. Мне поговорить просто, в глаза посмотреть, и чтобы он дал мне обещание, что „Да, я восстановлю“. А дальше суд пусть решение принимает. Но вы, пожалуйста, бейтесь до конца» — подытоживает Алиханов.
Потом оглядывается вокруг, замечает ещё одно побитое жизнью здание.
«Так, а это что?» — деловито вопрошает он. В толпе раздаётся неловкий смех — потрёпанный дом оказывается администрацией Железнодорожного.
«Разобрать», — предлагает кто-то. Черно-рыжая дворняга машет хвостом.
Следующая точка в губернаторском вояже — Правдинск. Автобус с журналистами заплутал на городских улицах и прибывает на первую точку (один из благоустраиваемых дворов) уже к финалу. Алиханов за что-то отчитывает главу минстроя Сергея Черномаза:
«Серёга, ты это прекращай! Ещё раз, и этот муниципалитет...»
«А я тут при чём?» — искренне удивляется Черномаз.
«Да понятно, что ни при чём, но прекращай», — ворчит Алиханов и идёт к машине.
Далее переезд на центральную площадь Правдинска. Здесь после ремонта к юбилею всё выглядит более-менее прилично, кроме «Дома Наполеона», много лет скрытого за лесами с фальшфасадом. К нему и направляется глава региона. Евгений Маслов рассказывает, что здание должно быть выставлено на торги по довольно низкой цене (меньше миллиона).
«Есть люди, которые готовы купить, — отмечает Алиханов. — Пошли дальше».
Дальше — бег трусцой по территории, которую планируется благоустроить по программе создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Правдинск в 2019 году победил в конкурсе наравне с Черняховском и Багратионовском. Концепцию разрабатывал архитектор Антон Глушков. В Правдинске собираются обустроить зону вдоль старой крепостной стены, набережную Мельничного пруда со спуском у кирхи, а также благоустроить городской парк.
Глава области сворачивает к кирхе, возле неё приветствует священника, смотрит на проект благоустройства и спешит к городскому парку. Батюшка присоединяется к делегации. Через парк все пробегают без особых задержек (не считая пары минут у пруда с обсуждением видовых точек).
Потом — местная школа. Из здания выбегают представители администрации учебного заведения и проводят Алиханова внутрь. Тот целенаправленно двигается в сторону столовой мимо мотивирующего плаката «Мойте руки перед едой, не пейте сырую воду!». Губернатор есть не собирается и руки не моет. Пить он тоже не хочет, он требует позвать заведующую. После чего начинается выяснение состава обедов для детей из малообеспеченных семей — кто-то пожаловался главе региона в Instagram на скудное питание. Удовлетворившись ответами, он покидает столовую и выходит во двор школы, по пути выслушивая просьбы помочь с крышей и актовым залом. Обещает помочь.
Последняя точка в Правдинске — новая газовая котельная, построенная по концессионному соглашению. Всего таких к отопительному сезону должны запустить три. Внутри котельной пахнет свежим ремонтом и металлом.
«Сколько людей здесь будет работать?» — спрашивает губернатор, оглядываясь.
«Ни одного, — следует ответ. — Всё на автоматике».
Автоматика радует главу региона.