Значительная часть калининградцев сейчас испытывают острый приступ клаустрофобии. «Большая» Россия многим не по карману, а возможность провести хотя бы выходные в Польше исчезла из-за коронавируса. Несмотря на географическую близость, ситуация в Калининградской области куда хуже: очевидно, что меры, предпринятые у нас, оказались менее эффективными. Это хорошо заметно по кривым заболеваемости здесь и там. Как итог — соседняя страна практически вернулась к нормальной жизни, в чем убедился корреспондент «Нового Калининграда». А вот у нас, похоже, все еще впереди.
Попасть в Польшу с туристическими целями россиянину сейчас нереально. Во-первых, практически невозможно получить визу (желателен национальный шенген — с остальными, если они у вас остались, будут проблемы при посадке на самолет). Во вторых — для тех, кто приежает не из шенгенской зоны, установлен 10-дневный карантин. Группу российских журналистов побывавших на днях в республике, позвал местный МИД, поэтому проблем не возникло ни с первым, ни со вторым. Цель нашего приглашения — показать, что страна не так страшна, как ее описывает российская пропаганда, которая, видимо, для местных властей оказалась ужаснее ковида. Хотя, конечно, калининградцам ничего подобного объяснять не нужно — но, учитывая, что границы перекрыты второй год, возможно, и стоит напомнить.
Еще одно обязательное условие — ПЦР-тест, который нужно сдать не раньше, чем за двое суток перед пересечением границы. Впрочем, даже до карантина свободно попасть в Польшу можно было только самолетом (причем лишь из Москвы или Питера) — любой желающий выехать из России наземным транспортом по-прежнему не может.
Польша пережила несколько локдаунов — ограничения, установленные сначала повсеместно, позже была локальными и могли коснуться даже отдельных гмин (маленьких муниципалитетов). Например, Вроцлав «закрывался» дважды. «Во время локдаунов я находился дома — с мая по июль, потом с октября примерно до конца июня этого года. Хотя моя жена работает в больнице во Вроцлаве — она, конечно, ходила на работу, как обычно», — рассказывает историк, сотрудник Института национальной памяти Войцех Чалупка. По его словам, в то время в городе работали только продуктовые магазины и аптеки (причем для пожилых установили специальное время — с 10 до 11 утра), но по улицам можно было ходить свободно, правда, только в масках.
Акция протеста живущих во Вроцлаве белорусов, июль 2021 года
Столь жесткие ограничения привели к тому, что нынешняя заболеваемость в 38-миллионной Польше — 66 человек в сутки. Для сравнения: в миллионной Калининградской области — 225. Штамм «дельта» пришел к соседям тоже — они даже не исключают возможность «четвертой волны», но сейчас ситуация там в целом напоминает доковидную, хотя в помещениях по-прежнему нужно находиться в масках. А в гостиницах, где завтрак — это традиционный шведский стол, перед входом в зал вам еще выдадут и перчатки: их можно снять во время приема пищи. Поляки, кстати, весьма дисциплинированны и носят маски как положено, не спуская с носа — ни одного подобного случая за 5 дней пребывания в Польше автор этих строк не заметила, и это кардинально отличает то, что происходит у соседей, от калининградской действительности. Для общепита есть общие ограничения по заполняемости (она должна составлять не более 75%, а столы находятся на расстоянии не менее 1,5 метра друг от друга). Кое-какие антиковидные меры остались и в учреждениях культуры. «Сейчас все заведения открыты, время работы не ограничивается — разве что есть ограничения, связанные с количеством посещающих, — поясняет представитель министерства культуры Агнешка Грюнвальд. — Но масочный режим сохраняется, и каждый руководитель площадки ответственен за то, чтобы он соблюдался». Музеи, театры и концертные залы в Польше открылись совсем недавно: многие из них (это зависело от муниципалитета) не работали по полгода и более. Те из них, которые финансируются из бюджета, продолжали получать свои деньги, остальным выплачивались компенсации.
Впрочем, систему этих выплат многие в Польше считают непрозрачной и несправедливой. Например, индивидуальный предприниматель по имени Адам (он оказывает услуги гида в Варшаве) без проблем получил в начале пандемии 5 тысяч злотых (около 100 тысяч рублей), но этот транш был единственным. Потом государство поддерживало отдельные секторы экономики или творческие организации — но никакой логики в этих решениях собеседник не видит: «Понять, чем руководствовались власти, выделяя деньги той или иной фирме, невозможно. Аналогичная ситуация с творческими деятелями, некоторые из которых получили значительные суммы от государства, кто-то и 100 тысяч злотых», — говорит собеседник.
Как и многие, он убежден, что дальнейшее зависит от темпов вакцинации. «Лично я привился, это был „Пфайзер“ — прививку я перенес очень плохо, на следующий день просто не мог встать с постели, однако это было мое сознательное решение. Но, скажу я вам, среди моих друзей и знакомых однозначного мнения на этот счет нет. Споры в основном из-за того, что вакцины создавались в очень короткие сроки», — отмечает предприниматель. Сейчас в республике привито около 14 млн человек, это чуть более трети населения. Российский «Спутник V» Адам считает качественной вакциной — как и многие сторонники прививок в Польше (во всяком случае, на первый взгляд создается именно такое впечатление). Это маленькая надежда на то, что «Спутник» все же признают в Европе и (привитые) калининградцы смогут бывать у соседей, как раньше. Если, конечно, открыть границы «на выезд» для всех захочет сама Россия.
Текст, фото — Оксана Ошевская / Новый Калининград