Выставка «Русские за границей» открылась в Музее изобразительных искусств. Здесь представлены 37 произведений русских художников из фондов Ярославского художественного музея. Они написаны за границей или посвящены зарубежным странам — Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Египту, Сирии и другим. «Новый Калининград» попросил искусствоведа Екатерину Илюшкину рассказать о самых любопытных работах. 6+
— Эта работа написана по воспоминаниям спустя много лет после путешествия Айвазовского в Египет. Он был там всего один раз в 1869 году в составе делегации, прибывшей на открытие Суэцкого канала. Айвазовский должен был запечатлеть открытие канала, выдающихся гостей, создать несколько картин на эту тему. Ну и кроме этого, он немного попутешествовал по Египту: был в Каире, катался на кораблях по Нилу, конечно, видел пирамиды и сфинксов. Он был невероятно поражён [египетской] культурой, древней страной, где история и мифология сливаются воедино и сложно разобрать, где реальность, а где миф. Спустя несколько десятилетий он создал эту работу по памяти. Она, конечно, неточна, если мы будем сравнивать её с картой и расположением пирамид, но всё равно она чудесная. На ней [изображены] три пирамиды Гизы — пирамида Хеопса, Хефрена и Микерина, восходящее солнце, яркий южный рассвет, поднимающиеся на пирамиду туристы, двигающийся ещё в тени, темноте, караван. Тонкими лессировками прописано небо, меняющее свой оттенок. Это всё мог сделать, наверное, только такой выдающийся художник, как Иван Айвазовский.
— Михаил Силаев — ученик Карла Брюллова. Он копировал эту работу, чтобы приблизиться к уровню мастерства своего учителя. Сам Брюллов создал картину «Итальянский полдень» в 1827 году по заказу Николая I, потому что императору очень нравилось «Итальянское утро» 1823 года. Он купил эту работу для своей супруги и захотел иметь к ней пару — «Итальянский полдень». В 1827 году Брюллов создаёт эту картину, она сразу попадает в частные интерьеры Зимнего дворца. Только по высочайшему разрешению художникам дозволялось прийти в Зимний дворец, чтобы копировать работы. Там был целый раздел, посвящённый русскому искусству — наиболее сильные произведения покупались царской семьей и находились в собрании Императорского Эрмитажа. [Работа Силаева] — это, наверное, одна из наиболее точных копий картины Брюллова. Вплоть до того, что она имеет такие же размеры, как и оригинал, который сейчас находится в Русском музее. Есть даже легенда, что начинать её мог сам Брюллов, а заканчивать уже его ученик Силаев. Видно, что Силаев, если это его изначально работа, скопировал даже подпись Брюллова на латыни — CB.
— Одна из поздних работ Исаака Левитана. Она была создана, когда он уже очень сильно болел и вынужден был уехать на лечение в Швейцарию. Он жил в местечке Курмайор недалеко от Монблана и почти каждый день поднимался на вершину. Левитан описывал в своих дневниках, насколько он поражён видом Монблана. В горах он делал небольшие зарисовки буквально на ходу — фактически пленэрные — но всё же это работы выдающегося мастера, который создал «пейзажи настроения», тот самый русский классический пейзаж. Здесь мы видим абсолютно другого Левитана, Левитана последних дней. Картина написана в 1897 году, а сам он умер в 1900-м.
— Последний период своей жизни [Константин Коровин] прожил в Париже. До последних дней он сохранял в себе импрессионистский дух — создавал, с одной стороны, лёгкие, с другой стороны, очень насыщенные работы. Рыбы были для него таким впечатляющим сюжетом — только в Ярославском художественном музее хранится около шести работ [Коровина] с натюрмортами рыб. Здесь как таковых искусствоведческих теорий нет: из чего получалось собрать натюрморт, что вдохновляло художника, то и появлялось в его работах. А он вдохновлялся каждый день. Когда его спросили в последний период его жизни: «Какой день был для вас лучшим?». Он сказал: «Сегодня». Каждый день он искал вдохновение, каждый день пытался создавать работы, написал большое количество чудесных картин.
— Павел Сведомский и его брат [Александр] мечтали стать художниками с самого детства, но их отец умер очень рано, и мать вынудила братьев поступать в инженерное училище. Они начали учиться, но повезло — мать второй раз вышла замуж, и семья уехала в Дюссельдорф. Там оба брата смогли обучаться в Академии художеств. После этого обучения они отправились в Рим изучать классическое римское искусство и работать в мастерских русских художников. Они очень впечатлились этой атмосферой, и в итоге оба остались в Италии, создавали историко-бытовые зарисовки о жизни в Древнем Риме. Это не пафосные яркие полотна, а простые, абсолютно бытовые зарисовки из жизни простых людей: девушка, томно лежащая на кушетке, гадалка, предсказывающая ей, очевидно, счастливую любовь. [Павлу Сведомскому] позировали обычные итальянцы. Здесь нет ничего удивительного — я сама, побывав в Италии, удивилась, насколько там много подобных типажей: ты видишь изображения в музее и тут же видишь этих людей на улице, их можно хоть сегодня писать в древних одеждах, ничего не изменится. Современники так и запомнили [Сведомского] как человека, который по утрам шёл с целой гурьбой моделей, наряженных в римские одежды куда-нибудь на итальянскую лестницу писать зарисовки, по которым он потом создавал свои картины.
Выставка «Русские за границей» открылась 27 мая и будет работать до 8 августа. Стоимость билетов для взрослых — 300 рублей, для студентов — 150 рублей, для пенсионеров и школьников — 100 рублей. 6+